Государственная экспертиза утвердила проект ледового дворца на Стрелке в Нижнем Новгороде. А это значит, что он будет построен. При сметной стоимости порядка восьми с лишним миллиардов рублей остановить этот процесс практически невозможно. Тем более силами группы общественников, которые смотрят на будущее Стрелки иначе.
В ближайшее время будет определен подрядчик и начнется строительство, которое постараются закончить к восьмисотлетию Нижнего Новгорода.
Обсуждение проекта ледовой арены напоминает обсуждение проекта стадиона «Нижний Новгород» перед чемпионатом мира. И участники те же самые, и аргументы. И результат, можно считать, тот же самый.
Однако стадион построен, и сейчас никто не говорит о том, что его надо снести. Сейчас главная забота – добиться, чтобы он не приносил убытки областному бюджету. И способы зарабатывания денег уже находятся, пусть еще и не в полном объеме.
А наличие такого стадиона в городе уже подняло узнаваемость и туристическую значимость Нижнего, повысив приток иностранных туристов. Конечно, дело не в стадионе как объекте, а в факте проведения здесь нескольких матчей чемпионата мира. У нас стало проводиться гораздо больше международных мероприятий.
Отсюда третий момент. Строительство стадиона «Нижний Новгород», как бы к нему ни относиться, уже исказило исторический облик того, что мы называем Стрелкой. Точнее, не исказило, а сократило территорию Стрелки.
И, на мой взгляд, говорить стадион «Нижний Новгород» на Стрелке, это неправильно. Стадион находится на Мещерке.
Поэтому споры о строительстве ледовой арены это не обсуждение концепции развития Стрелки. Это обсуждение развития территории Мещеры с точки зрения формирования здесь спортивного кластера. Никто не спорит, что ледовая арена городу нужна. Никто не спорит, что строительство этой многофункциональной арены приведет к тому, что начнет развиваться фигурное катание и еще целый ряд зимних видов спорта.
Да, все это рядом с собором Александра Невского, но это не Стрелка. Мы помним, как люди спорили до хрипоты о сохранении элементов грузового порта на Стрелке в виде проржавевших кранов, которые могли упасть в любой момент. Но эти краны на самой Стрелке ничем не лучше, чем наличие спортивных сооружений рядом со Стрелкой.
Надо сказать и о том, что спор о развитии этой территории у нас ведется не в виде диалога, позволяющего познать истину, а на непримиримых позициях, когда стороны слышат только себя, только свои аргументы: «или так, или никак». А такая непримиримость означает, что компромиссное и устраивающее всех решение никогда не будет выработано.
Стрелка географически уменьшилась. Но ее никогда и не рассматривали, как все пространство до Мещерки. По крайней мере, если судить по тем предложениям, что выдвигали стороны этого разговора. «Давайте сделаем парк… прогулочную зону… цветники… музей…»
Пока совершенно непонятно, что должно быть на Стрелке. Поэтому испортить этот комплекс очень сложно – здесь пока стоит только собор с прилегающей территорией и пакгаузы, которые очищены от исторических наслоений и будут убраны под стекло, как сказал губернатор. Будет там концертный зал или музей, пока непонятно. Но единой концепции пока нет.
Я в свое время говорил, что Стрелка это историческая территория, которая должна включать в себя территорию Нижегородской ярмарки со всей прилегающей инфраструктурой. Это вместе с Московским вокзалом практически половина Канавинского района.
Если бы речь шла о сохранении такого пространства, я бы тоже сказал: «никаких стадионов, никаких изменений». Но таких денег у нас не было, нет, и никто нам их не обещает. Поэтому от такой стратегии отказались. Цена квадратного метра здесь высока и наверняка здесь появятся коммерческие объекты.
Стадион и ледовая арена это тоже бизнес, связанный со спортом мирового уровня, и спорить с ним сложно. Я понимаю обиду нашего нижегородского бизнеса, который практически не допускают к этому аппетитному пирогу федерального бюджета. Он, скорее всего, уйдет к московским структурам – хотя бы потому, что у наших компаний нет опыта строительства спортивных объектов такого уровня. (Можно вспомнить, во что вылилось строительство станции метро «Стрелка» с привлечением нижегородских подрядчиков.)
Стоит отметить, что появление нового ледового дворца позволит привести в порядок две действующих арены меньшего калибра – Нагорный дворец спорта и дворец на Автозаводе. Они могут стать площадками для спорта другого уровня и других видов спорта, где будут тренироваться воспитанники спортивных школ.
Сейчас для зимнего массового спорта у нас нет никаких баз, поэтому неудивительно, что у нас нет известных фигуристов и хоккеистов – откуда им взяться? У нас даже дворовых площадок нет.
Лучше или хуже станет Стрелка после появления ледовой арены, судить не нам. Мы будем спорить, но историческую оценку дадут следующие поколения нижегородцев лет через тридцать-сорок, которые будут воспринимать новый облик этого места как естественный. Точно так же, как мы воспринимали Стрелку с портовыми кранами.
Но, полагаю, город по большому историческому счету от этих перемен выигрывает.
Александр Суханов