Найти тему
Юрий Кочетков

Таро в "Матрице" Вачовски: сильные параллели

Не всегда кинематограф, задействуя архетипы карт Таро, однозначно следует доминантной линии Таро. Режиссёры (сценаристы), как правило, ставят себе особые сверхзадачи, и архетипы лишь служат точками опоры произведения, некими символами, о которых зритель знает заранее и раскрывать их предысторию нужды нет. Тем не менее, сюжет Таро слишком правилен и притягателен, можно лишь ненадолго и недалеко отходить от него.

Как это делается - я продемонстрирую в анализе известнейшей кинотрилогии «Матрица».

Главный герой «Матрицы» - это хорошо нам уже знакомый простак – молодой рыцарь, вставший на путь исправления пораженного скверной мира. Нео чувствует, что в окружающей его реальности что-то сильно не так, и ищет пути обретения Силы и знаний.

В отличие от аркана «Джокер» у Нео нет спутника, тем не менее, архетип хорошо узнаваем зрителями.

Простак выбирает пилюлю на краю пропасти. Нео не раз оказывается в подобной ситуации.
Простак выбирает пилюлю на краю пропасти. Нео не раз оказывается в подобной ситуации.

Наукообразно выражаясь, канва сюжета «Матрицы» - это поиск решения проблемы энтропии. Машинная диктатура, система с максимально низкой энтропией (везде полный порядок и всё предсказуемо, т.е. вариативность нулевая) сталкивается с флуктуациями (бунтарями), которые обладают вариативностью – Выбором. The problem is the choice – так формулирует Нео. Выбор – это рост энтропии. Бесконечная вариативность (бесконечные выборы) – бесконечно большая энтропия, по сути, торжество Хаоса. Машины противостоят хаосу, противостоят энтропии, противостоят бунтарям.

Все три серии зрители наблюдают то, как в условиях этой борьбы Нео отстаивает и реализует своё право Выбора, хотя Пифия говорит, что выбор-то давно уже сделан (т.е. он предрешён и ситуация с бунтарями под контролем).

Но и сюжет Таро – это путешествие по пространству выбора на пути к обновлённому, упорядоченному миру (см. финальный аркан Мир)! Достигнув его, Простак, Джокер, рыцарь Персиваль навсегда будет лишён выбора. Мир – это низкоэнтропийное состояния с бесконечно малой вариативностью.

Другое дело, что сёстры-братья Вачовски сделали в трилогии акцент на феномене виртуальных реальностей. Что и подкупило всех зрителей, конечно, само по себе. Всё, что представляется герою настоящим, в итоге оказывается иллюзией-наваждением (Майя). Но речь сейчас не об этом.

Итак, по сюжету Таро герою на пути должен встретиться Маг-обманщик, который, поразив своими возможностями, должен свершить некий обман. Но, вместе с тем, подтолкнуть героя на путь самосовершенствования и приключений.

Морфеус и есть этот аркан Маг. Сцена с двумя таблетками – сюжет ложного выбора, обмана, который и закручивает дальнейший сюжет фильма. Другое дело, что в фильме Морфеус сопровождает Нео весь путь, и очень смахивает на ещё один значимый аркан Таро Император (но его роль как императора Зеона довольно смазана), а также он ставит Нео на лыжню (учит драться, использовать сверхспособности и т.п.)

Аркан таро "Маг" - две таблетки приготовлены, но слеплены они из одного теста
Аркан таро "Маг" - две таблетки приготовлены, но слеплены они из одного теста

Далее Простаку предстоит встретиться с Жрицей (Вавилонской блудницей), которая откроет ему чувственные соблазны мира. Нео встречает Тринити, она и есть первый соблазн – Дева. Ну, мы же хотим такую грудастую Деву, не так ли?

Тринити очень похожа на архетип Жрицы, но не совсем. Вачовски не настолько следуют архетипам, конструируя свой сюжет. Тринити – это ещё и Императрица (символ подлинной женской власти над мужчинами), и половинка аркана Любовники. В общем-то, в трилогии Тринити – это единственный значимый герой-женщина. Ей приходится отдуваться за все арканы.

Напомню, что в классической линии Таро герой вступает в брак с Силой, а не с Девой. В принципе, эта линия бы и реализовалась в точке выбора Нео между Тринити и судьбой человечества, если бы он выбрал человечество.

Конечно, в первую очередь Тринити - это соблазн, но еще и ипостась заботливой Матери
Конечно, в первую очередь Тринити - это соблазн, но еще и ипостась заботливой Матери

Но по Вачовски он выбрал Деву – так они решили. В принципе, логика Таро позволяет герою сочетаться браком с Девой, и это всего лишь малая ступень на пути к великой цели. Так что Вачовски не настолько далеко отступили куда-либо.

Следующий важный аркан на пути Простака – отшельник, который должен провести инициацию и открыть ему тайну Силы. В фильме в этот момент мы видим Пифию, но она не инициирует героя, и не даёт ему ключ к Силе. Вот так!

Пифия лишь похожа на аркан Отшельник, но на самом деле её роль по сюжету Трилогии другая. Пифия – это ипостась Морфеуса, как бы второй Маг-обманщик.

Выбора нет, таблетка изначально была выбрана машиной - как бы говорит обманщица
Выбора нет, таблетка изначально была выбрана машиной - как бы говорит обманщица

Отшельник в трилогии «Матрица» – это Архитектор, появляющийся ближе к концу. Он открывает для Нео истину и заканчивает инициацию героя, даруя по сути Силу (право присоединиться к нему). Архитектор в фильме – это еще и аркан Верховный Жрец, обладающий абсолютными знаниями и непогрешимостью.

Довольно интересно, что в «Матрице» прослеживаются черты ещё одного важного аркана Таро – «Башни». Это символ длительных бесплодных усилий большой группы людей, оканчивающихся крахом. Строительство чего-то, что позволит людям освободиться от власти богов. Конечно же, речь идёт о Зеоне. В фильме мы видим и его частичное обрушение, и бессмысленность затеи в целом – оказывается, что это просто ещё одна виртуальная реальность, построенная машинами (Архитектором) в качестве карантина особей с высоким уровнем энтропии. Ну надо же чем-то их занять по ходу дела, наполнить псевдосмыслом их существование. Шикарная аналогия, на самом деле!

В "Матрице" Вавилонская башня людей так и не рухнула, но была близка
В "Матрице" Вавилонская башня людей так и не рухнула, но была близка

Важный герой трилогии – агент Смит. Аркан Смерть? Ни в коем случае.

В Смите реализованы черты аркана Дьявол. Он беспол (машина), всесилен, противостоит всему доброму и хорошему, он слуга Лжи (майя). Ему можно служить и можно перейти на его сторону (Сайфер так и делает). Прямая встреча с дьяволом и его соблазнами – классический сюжет не только для Таро.

Смиту в принципе неведом выбор - всё преопределено
Смиту в принципе неведом выбор - всё преопределено

Интересно, что на самом деле Смит – защитник порядка и низкой энтропии. Классический дьявол, наоборот, слуга Хаоса и роста энтропии. Так что Смит несёт черты архетипа, но не суть аркана «Дьявол». Так решили Вачовски.

В целом, мы видим довольно много проявлений основных арканов Таро в фильме, однако они довольно часто «размазаны» по героям, и герои не столь однозначно им соответствуют.

Генеральный путь Нео к новому обновлённому Миру (Матрица-4 или Матрица-5 – не столь уж важно) проходит по хорошо знакомым в Таро испытаниям. Это соблазны Девы, обман Мага, искушение Дьявола, инициация Отшельника, признание власти Верховного Жреца. Ну и конечно, угрозы аркана Смерти и мук аркана Повешенный.

В итоге по фильму оказывается, что наш рыцарь (точнее его путь) – лишь тестовая программа Архитектора, на которой тот отрабатывает свои решения проблемы наличия Выбора (взбрыка энтропии).

Ну, так и в жизни рыцари (что в средневековье, что сейчас) были всегда лишь проводниками чужой Верховной воли Жреца или Императора. Колода Таро служила наглядным пособием, азбукой для молодых Простаков-джокеров, на которых им объясняли, как устроен мир и как делать верный выбор в той или иной ситуации. Ну и какие награды они обретут на этом пути.

Ну и заключительный момент: Таро учит пути, который минимизирует энтропию мира. Ключевая задача «Матрицы» в точности совпадает с этой целью.