Она вышла замуж, чтобы избавиться от родительской опеки и стать актрисой, но внезапная болезнь разрушила её мечту. Тогда она решила посвятить себя балету, не имея танцевального образования в свои 20 лет!
В России она не состоялась и ради мечты уехала за границу. Там она покорила всю Европу, подружилась с Анной Павловой и потрясла Сен-Санса! Лучшие композиторы Европы писали для неё.
Она покорила сердце знаменитого генерала – графа А.А. Игнатьева. А потом была Революция… И ради любви она пожертвовала всем.
Об удивительной судьбе талантливой и волевой женщины эта статья!
Из неудавшейся актрисы в непопулярные балерины
Наталья Владимировна Труханова родилась в 1885 г. в Киеве в семье актёра оперетты Владимира Бостунова и француженки Мари Браун. Несмотря на то, что Наталья росла в творческой семье, её отец категорически не поддерживал стремление дочери стать актрисой.
Девушка решила вопрос просто: вышла замуж за офицера Труханова. Брак вскоре распался, и она переехала в Москву.
В Москве Наталья поступила в Театрально-Филармоническое училище, в класс В.И. Немировича-Данченко. Однако карьеру актрисы ей построить не удалось из-за трагедии со здоровьем: она заболела болезнью горла и не смогла стать драматической актрисой.
Стремление посвятить себя искусству в девушке не угасло. Она решила профессионально заняться танцами и начала брать уроки в возрасте 20 лет. Её педагогом стал балетмейстер Большого театра И.Н. Хлюстин.
Оперный певец Л.Бобинов, знаменитый в то время, был дружен с Трухановой. В одном из писем он поделился впечатлениями от её учёбы:
«Труханова вся полна мыслями о своих танцах. Я даже не ожидал, что это у неё такое серьёзное занятие. Она танцует каждый день с Хлюстиным часа по 4 и сейчас учит какой-то новый балет».
Но и на этом пути начинающую артистку сначала ждала неудача. Танцевальная карьера в России у неё не складывалась, и она решила начать свой путь наверх во Франции.
Эмиграция и первая слава
Первые выступления в парижских театрах и мюзик-холлах датируются 1904 г.
Новичок в танцах, Труханова не боялась экспериментов и сама поставила балет «Снегурочка» на музыку русских народных песен. Эта постановка в театре «Казино» заставила говорить о ней. Её, наконец-то, заметили!
Затем был балет-пантомима «Маришка». Он был ещё успешнее, и Труханова отправилась на гастроли по городам Франции. Её начали воспринимать как настоящего мастера танца. В 1907 Наталья уже выступала на сцене Парижской Гранд-Опера, совмещая это с гастролями.
Личность Натальи была притягательна. Она не потерялась среди звёзд «прекрасной эпохи» , напротив - заняла там своё особое место. Труханова была цельным человеком: она не только знала, чего хочет, и добивалась своей цели, но и обладала прекрасным жертвенным сердцем.
Балерина располагала к себе сердца многих знаменитых людей того времени. В ней они находили источник женского обаяния, остроумия, интеллекта и нравственного стержня, не всегда присущего людям её профессии.
Муза великих
Труханова стала первой балериной, которой удалось привлечь к совместной работе лучших композиторов Франции, посвятивших ей свои хореографические поэмы. Венцом успеха балерины стало награждение орденом Академии за вклад в искусство Франции.
Для Натальи писали музыку М.Равель и Ж.Масснэ. Хореографическая поэма «Пери» П.Дюка и балет «Эспада» Ж.Масснэ были посвящены Наталье. Кстати, портрет Масснэ с дарственной надписью Наталья трепетно хранила всю свою жизнь. Знаменитый художник-декоратор Л.Бакст создавал декорации для её балетов.
И критики, и публика обожали Труханову. В газетах печатали восхищённые отзывы:
«Концерты танцев мадемуазель Трухановой – праздник для слуха и зрения.»
«Весь Париж Вас знал, восхищался Вами, любил и чествовал Вас. Вы были, как и сегодня остаётесь, вдохновенной жрицей божественной Терпсихоры».
Труханова и «Пляска смерти»
Мало кто знает, что основой знаменитого балета Сен-Санса «Пляска смерти» стал танец Трухановой, а сам автор изначально был категорически против постановки.
Сен-Санс написал свою симфоническую поэму после потери близких, и на многочисленные приглашения Трухановой посмотреть поставленный ей танец, отвечал отказом. Но однажды он пришёл на репетицию...
Увиденное поразило композитора. В своих мемуарах Труханова вспоминает, как Сен-Санс в волнении бросился к ней после репетиции, поцеловал и сказал:
«Вот как нужно работать! Это и есть «Пляска смерти»! Она сама не понимает, что она сделала!»
С этими словами взволнованный маэстро выбежал из зала.
От танцовщицы до графини - замужество
В 1913 году Наталья Труханова вновь приехала в Россию. Это были гастроли в труппе Анны Павловой, с которой они сдружились. Однако и в этот раз её талант не нашёл отклика в сердцах петербургской публики…
В 1914 г. балерина познакомилась с графом Алексеем Алексеевичем Игнатьевым – русским военным атташе в Париже. Они сразу понравились друг другу. Она – дочь провинциального актёра, он – аристократ. Однако это их не остановило…
Граф Игнатьев стал её законным супругом. Наталья любила и боготворила своего мужа. Он также благодарил судьбу за встречу с ней:
«Рассудку вопреки, наперекор стихиям, своим перерождением я обязан встрече с одной из первых парижских артисток Наташей Трухановой. Разлетелись в прах мои предрассудки, я почувствовал себя свободным и самостоятельным. Я не предвидел ещё ожидавших меня в будущем революционных потрясений, но уже тогда знал, что приобрёл в жизни того друга, рука об руку с которым перешагну через любые жизненные испытания».
Жена «красного генерала»
Жизнь супружеской пары кардинально изменилась после Революции в 1917 г. Игнатьев поддержал советскую власть, чем вызвал презрение не только русских эмигрантов-аристократов, но и самых близких людей. С того момента двери театров были закрыты перед Трухановой. Последний танец балерины состоялся в Гранд-Опера в 1926 г.
Супруги прошли нищету, переезды, презрение и другие испытания. Одно время они питались с огорода, который сами же и возделывали.
Из-за мужа Труханова не могла выступать. Ей советовали подать на развод и вернуться на сцену. Но её любовь к нему была сильнее любви к искусству, которому она посвятила всю свою жизнь.
Супруги решили вернуться в Москву в 1937 г. В столице они вели активную жизнь, обзавелись множеством друзей. Многолетняя карьера выдающейся балерины осталась позади, и она с сожалением писала об этом:
«…оглядываясь назад, вспоминая все свои успехи, мне просто больно при мысли, что имя моё блистало только за границей, что лавры мои чужеземные…».
В 1954 г. супруг Трухановой скончался, после чего она полностью посвятила себя работе над книгой «На сцене и за кулисами», отмеченными академиком Тарле как
«прелестные мемуары, полные мужского ума и обаятельной женственности».
А.А. Игнатьев также написал книгу-воспоминания «50 лет в строю». Помимо этого Наталья Труханова оставила после себя мемуары «Огни рампы» и «Книгу о любви», посвящённую мужу.
Ради «Книги о любви» она пожертвовала жизнью. Во время работы над рукописью у Трухановой начались сильные боли. Она отказалась от госпитализации, чтобы закончить книгу. Позже она попала в больницу, откуда уже не вернулась.
Знаменитая балерина, муза великих композиторов и преданная жена «красного генерала» пережила любимого супруга на 2 года. В августе 1956 великую балерину похоронили на московском Новодевичьем кладбище рядом с любимым супругом.
На Родине она так и не была признана. А дело её жизни – «Книга о любви», как и мемуары «Огни рампы», не изданы до сих пор и хранятся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства.
Быть может, когда-нибудь потомки вспомнят её имя и отдадут дань уважения верной служительнице искусства и преданной дочери своей страны.
Если Вам нравится мой канал, ставьте лайк и подписывайтесь! Впереди много интересного.