Найти в Дзене
Pro-детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ

Оглавление

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности затрудняются сконцентрировать внимание, импульсивны и зачастую чрезмерно активны. У некоторых детей появляются поведенческие отклонения. У большинства детей симптомы проявляются в возрасте детского сада. Существенная часть детей (примерно 80%) продолжают страдать от синдрома во взрослом возрасте. СДВГ распространенное явление, примерно от 5 до 10% учеников в возрасте 12 лет страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. У мальчиков синдром проявляется в три раза чаще, чем у девочек, и сопровождается в основном импульсивностью и чрезмерной активностью. Синдром дефицита внимания проявляется в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек, особенно в более позднем возрасте. Существует три характерных типа СДВГ (ADHD):

  • В основном дефицит внимания type Inattentive.
  • В основном гиперактивность type impulsive Hyperactive.
  • Комбинированный тип type Combined.

Следует отметить, что существует еще одна группа детей, в основном с нарушением внимания и концентрации, но без симптомов гиперактивности. Такие дети, как правило, спокойные, пассивные, задумчивые. Очень важно выявить синдром как можно раньше и как можно быстрее начать лечение, в связи с тем, что синдром может ограничить достижения в школе и повлиять на социальное поведение, на психологию и развитие ребенка. Основная проблема - необдуманные реакции, приводящие к импульсивному поведению. В связи с особым вниманием, уделяющемуся синдрому, большинство детей диагностируются до того, как они начинают учебу в средней школе, но в начальных классах (с первого по четвертый) все еще большое количество детей с СДВГ не диагностированы. Это особенно касается учеников, страдающих дефицитом внимания без симптомов гиперактивносты, а особенно детей с высокими интеллектуальными возможностями, которые позволяют им справляться относительно успешно с синдромом в начальных классах. Отсутствие диагноза может вызвать побочные эффекты в душевном, социальном и поведенческом аспекте.

Клинические симптомы

В дошкольном возрасте синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется в беспокойстве, отсутствие дисциплины, вспышках гнева и злости, зачастую тяжелых, без определенной причины, в отсутствии желания и возможности завершить задания, в отсутствии концентрации, в трудностях в подчинении законам, в том числе правилам игры, иногда в чрезмерно-активной моторике. Иногда дети в раннем возрасте не понимают, что они представляют опасность для себя или для окружающих. Они пытаются забраться на высокие и опасные места, или выбегают на дорогу, не обращая внимания на опасность. В связи с поведенческими трудностями такие дети вызывают зачастую раздраженность у взрослых или у других детей. Такие дети затрудняются найти себе друзей, иногда в связи с этим они становятся замкнутыми, не желают общаться, иногда даже склонны к агрессивности по отношению к другим детям. В возрасте начальной школы симптомы проявляются в импульсивных реакциях, вспышках гнева и замкнутости. Такие дети вызывают неприязнь других детей и взрослых, их не принимают в компании, и поэтому они развивают анти социальные наклонности вплоть до агрессивности. В школьном возрасте синдром проявляется в низких оценках, в трудностях в организации процессов, не выполнении домашних заданий. В старших классах и будучи взрослыми людьми, такие дети отсеиваются из школы, затрудняются на рабочем месте, затрудняются найти работу соответствующую их талантам и ожиданиям. Также им сложно подчиняться законам. Иногда они становятся агрессивными и больше других склонны к наркотической зависимости, курению и злоупотреблению алкоголя, а также к незаконным действам, опасным для себя и для окружающих. Они более других подвержены опасностям аварий, в том числе ДТП. Диагноз и соответствующее лечение в раннем возрасте крайне важны для того, чтобы предотвратить различные осложнения синдрома. Вместе с тем, следует помнить, что существуют дети неординарно активные, которые не страдают СДВГ, а лишь обладают другим темпераментом. Таким детям могут по ошибке поставить диагноз СДВГ, поэтому следует быть крайне осторожным при диагностике.

К кому обратиться

Если возникает подозрение на то, что ребенок страдает дефицитом внимания, родители должны обратиться к педиатру, который направит их на диагностику у врача специалиста: детского невропатолога, педиатра, специализирующегося на развитии ребенка или к детскому психиатру. Врач специалист проводит диагностику совместно с другими специалистами, по мере необходимости.

Лечение

Существует возможность повлиять на симптомы ребенка при помощи налаживания особой поддерживающей связи между ребенком, родителями и системой образования. Цель такой связи – улучшить социальную интерактивность с учителями и друзьями и снизить уровень физической и вербальной агрессии. В дальнейшем можно ожидать улучшения в академической работе (в зависимости от персональных возможностей и пробелов, возникнувших до начала лечения). Важно чтобы лечение сопровождалось дополнительными изменениями, например, изменениями в школьном окружении, сменой места в классе, наставлениями преподавательского состава, работой с дневником связи с родителями, продуманным использованием компьютера. Стимулирующие лекарства действуют на короткий отрезок времени, и являются первыми в выборе лечения СДВГ. У 70% детей с синдромом наблюдается улучшение поведения и повышение когнитивных способностей в результате лекарства. Улучшение выражается в снижении психомоторной деятельности и агрессии, в повышении концентрации внимания, улучшении памяти, успехах в учебе, но у некоторых детей все еще остается некоторый уровень социальных проблем и затруднений в учебе. Профиль безопасности стимулирующих лекарств крайне высок. Существует несколько видов стимулирующих лекарств, широко используемых, самый известный из них Риталин. Риталин успешно применяется вот уже 65 лет и является самым исследуемым лекарством из всех, предписываемых детям с СДВГ. Это очень надежное и удобное для применения лекарство. Самые распространенные побочные эффекты Риталина это снижение аппетита и бессонница в начале лечения, головные боли, боли в животе, апатия и нервное состояние, на более поздних стадиях лечения может возникнуть состояние подавленности. Менее распространенный побочный эффект это остановка в наборе веса, у некоторых больных усиливаются симптомы СДВГ после прекращения действия лекарства (rebound), в поздние часы суток, что выражается в повышенной чувствительности, тревоге, плаксивости. Если пациент, принимающий Риталин, страдает тиками, они могут обостриться. Следует отметить, что лекарство не вызывает повышенную предрасположенность к наркотической зависимости. Наоборот, у подростков, не принимающих лекарства, отмечается повышенная склонность к наркотической и алкогольной зависимости. Также исследования показали, что алкоголики и наркоманы, страдающие СДВГ не в состоянии излечиться от зависимости не проходя параллельно лечения против СДВГ. Многие пациенты опасаются принятия лекарства, которое, по их мнению, «меняет их» или подавляет. Как правило, речь идет об ощущении общей замедленности в моторных действиях и \ или «возвращении в реальность» под действием медикаментов. Важно выслушать эти жалобы, анализировать их и успокоить пациента и членов его семьи. Со временем побочные эффекты, как правило, смягчаются. Многие побочные эффекты достаточно просто преодолеть. Можно побороть снижение аппетита, если принимать лекарство во время еды. Относительно проблем со сном, следует принять вторую дозу пораньше и уменьшить ее. Ухудшение симптомов после окончания действия лекарства (rebound) выражается, как правило, в возврате в основное состояние после того, как действие лекарства закончилось и только крайне редко требуется сменить лекарство.

Сопровождающий уход

Уход, сопровождающий медикаментозное лечение, помогает в целостном лечении ребенка. Несмотря на большую эффективность медикаментозного лечения, необходимо также сопровождающий уход дома и в школе. Несмотря на медикаментозное лечение, дети с СДВГ, больше своих сверстников страдают поведенческими отклонениями. Также несмотря на лекарственное лечение, не происходит улучшения в учебе и в социальном общении. Поэтому выбирая лечение для ребенка, следует взвесить возможность сопроводительного ухода при помощи мульти профессионального персонала, цель которого выявить и вылечить сопровождающие поведенческие отклонения, помочь в учебе и в социальных отношениях, наладить отношения в обществе, оценить социальную среду ребенка и помощь в рамках семьи. Желательно максимально комбинировать поведенческое, психологическое, образовательное лечение и работу с родителями. Следует отметить, что больничные кассы начали создавать центры диагностики и лечения ребенка с СДВГ, в некоторых центрах работает мульти профессиональный персонал, предлагающий целостное лечение.

Права ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в соответствии с государственным законом о здравоохранении

  • Диагностика – государственный закон о здравоохранении предоставляет детям до 18-и лет право пройти полную диагностику СДВГ в соответствии с критериями, установленными Министерством здравоохранения.
  • Лечение – в соответствии с государственным законом о здравоохранении больничные кассы обязаны предоставить медикаментозное лечение каждому человеку, который до 18-и лет был диагностирован СДВГ. На сегодняшний день только обычный Риталин находится в корзине здравоохранения, кассы не обязаны предоставлять долго действующий Риталин. Хотя большинство касс субсидируют его приобретение. Существует также постановление относительно того, что пациенты, диагностированные СДВГ после 18-и лет не вправе получать субсидированные лекарства. Не смотря на это, в таких случаях кассы также склонны субсидировать медикаментозное лечение.

Больничные кассы не несут ответственности за поддерживающий уход, поэтому лечение, предоставленное людям, страдающим СДВГ, в рамках закона о здравоохранении не является оптимальным и полным решением. С другой стороны, дети с СДВГ и другими отклонениями вправе получить дополнительное лечение в других учреждениях. Например – тяжелые поведенческие отклонения лечатся в рамках учреждений душевного здоровья (на данном этапе в Министерстве здравоохранения), нарушения в процессе учебы решаются в рамках системы образования. В последние годы больничные кассы создали мульти профессиональные центры лечения для детей с СДВГ, хотя количество таких центров не велико, и все еще не отвечает потребностям. Также существует несколько специальных организаций занимающихся СДВГ, в том числе различные группы поддержки предоставляющие некоторые услуги дополнительного лечения на добровольных началах или за небольшую оплату. Вместе с тем, большую часть целостного лечения все еще необходимо приобретать у частных поставщиков.