Развитие речи может начинаться уже внутриутробно...
К такому выводу пришли исследователи из Канзасского университета.
Малыши ещё до своего рождения настраиваются на звучащий вокруг язык, по-разному реагируя на ритмическую структуру речи.
Это очень важное открытие. Но в этой области ещё многое предстоит узнать.
А мы начнём с первого значимого этапа: крика новорожденного.
1.Крик
Малыш появляется на свет, делает первый вдох и... кричит.
Первый крик - это часть оборонительной реакции мозга, на изменение окружающих малыша условий: прекращение плацентарного кровообращения и охлаждение тела.
Включаются врождённые сложные двигательные координации: дыхания, мышц тела и конечностей, и как побочное следствие - голосообразования (крик).
В норме - крик звонкий и продолжительный с коротким вдохом и более длинным выдохом.
Позже, крик приобретает интонационную окраску, это говорит о формировании доречевого общения.
По интонации можно понять, чего хочет ребёнок. Крик-плач «голода» отличается от другого дискомфортного состояния.
С первым ребенком, было тяжело и я, признаться, не различала оттенки плача.
А со вторым, мы с мужем научились распознавать крик боли, неудовольства и обиды.
В возрасте 2-3 месяцев интонации становятся всё разнообразнее. Крик может сопровождаться некоординированным движением рук и ног. С помощью крика малыш реагирует на прекращение общения с ним, удаления, привлекших взгляд предметов из поля зрения. Таким образом может проявляться и перевозбуждение.
2.Гуление
В 2-3 месяца, помимо разнообразных интонаций крика-плача, у малышей появляется гуление, гуканье и добавляется интонация радости и благополучия.
Гуление - это специфические голосовые реакции, вроде кряхтения, повизгивания. В нем можно выделить знакомые нам звуки, самые простые по артикуляции: гласные (а, о, у, э), согласные (п, м, б, - связанные с актом сосания и к, г, х, - связанные с актом глотания).
В этот период появляется, так называемый, «комплекс оживления».
Малыш при виде близкого человека начинает гулить и активно шевелить ручками-ножками. Если Вы улыбаетесь и эмоционально, ласково, тепло говорите с крохой, то гуление может быть длительным. Малыши пристально смотрят в лицо и пытаются повторить вашу мимику и интонацию.
Именно поэтому, уже неоднократно писала в более ранних статьях, что даже с самыми маленькими необходимо эмоционально, живо, с улыбкой разговаривать. Это такой же немаловажный этап предречевого развития.
В этот период дети прислушиваются к звукам речи, ищут источник звучания и поворачивают голову, смотрят на лицо и губы взрослого.
Для привлечения внимания к лицу и губам (вашей артикуляции) можно накрасить их яркой помадой или надеть крупные серьги. Говорите с малышом, читайте стихи, потешки, сказки.
3.Лепет
В промежуток между четвёртым и пятым месяцем жизни начинается следующий этап предречевого развития - лепет.
Лепет - это подобные слогам вокализации, вроде ма-ма-ма, та-та-та или ба, ма.
Начальная стадия лепета не зависит от состояния слуха, а осуществляется за счёт врожденных программ ЦНС (центральной нервной системы).
Лепетная речь часто сопровождает ритмичные движения ребёнка или предметно-манипулятивную деятельность, так как является ритмически организованной структурой.
Поэтому, примерно в 4 месяца ребёнка нужно «переселить» на пол. Это необходимо не только для двигательного, но и речевого развития.
Для дальнейшего развития речи важны слуховое и зрительное восприятие.
Об этом и о становлении речи до года, будет следующая статья.