Найти тему
Свежая финская пресса

Риски двоевластия: финский политолог о внесении изменений в российскую конституцию

Оглавление

Основной вопрос касательно российского президента – в том, каким станет его статус после выборов 2024.

Фото: Alexander Nemenov
Фото: Alexander Nemenov

Verkkouutiset, 11.02.2020. Arno Rydman

Кремль нуждается в срочном изменении конституции, чтобы нынешние власти могли продолжать руководить страной после 2024 года. Однако распределение текущих полномочий президента может породить проблемы, - пишет старший научный сотрудник Института международных отношений Финляндии Юсси Лассила.

15 января Владимир Путин во время своего ежегодного выступления объявил о необходимости изменения конституции. Сразу после этого правительство ушло в отставку, а имя нового премьера стало известно в тот же день. Народное голосование об изменении конституции намечено на 12 апреля.

Путин заговорил о конституционных изменениях применительно к ограничению президентских полномочий двумя сроками. В этой же связи парламент может получить право назначать министров правительства, а президент более не сможет этому препятствовать. Однако у президента останется возможность отправлять в отставку премьера и ключевых министров. Кроме того, он должен остаться верховным главнокомандующим.

Стали бы мы свидетелями событий 15 января, если бы ограничение про «два срока подряд» было отменено ранее? – размышляет Лассила.

Многочисленные нарушения гражданских свобод, гарантированных конституцией, связаны со стремлением властей уничтожить дух либеральной конституции эпохи Бориса Ельцина. И всё же фундаментальный недочёт конституции 1993 года – в полномочиях президента. Президент гарантирует и определяет гражданские свободы, а также принципы работы политических институтов, - пишет Лассила.

Пример Казахстана

Лассила полагает, что проблема обновленной конституции может скрываться в требовании Путина сохранить в России президентскую форму правления.

Современные властные полномочия явно будут разделены между президентом и прописанным в конституции государственными органом, а не между парламентом и президентом. Этим органом, очевидно, станет учреждённый в 2000 Государственный совет, у которого до сих пор не было конституционного статуса.

По сути это авторитетный дискуссионный клуб. Путин должен возглавить обновленный Госсовет не позднее 2024 года. Вопрос в том, как будут распределены его полномочия с тем, чтобы гарантировать устойчивость нынешней вертикали власти, - отмечает Лассила.

Ближайший образец – Казахстан. В 2019 многолетний президент Нурсултан Назарбаев уступил место преемнику Касым-Жомарту Токаеву, а сам возглавил влиятельный Совет безопасности. На словах эти изменения должны были усилить роль парламента, но на деле власть в Казахстане остаётся у Токаева и Назарбаева.

По мнению Лассила, главной сложностью в процессе обновления российской конституции станет вопрос о координации властей в случае если правительство и президент (порознь или вместе) утратят доверие.

Как в подобной ситуации должен действовать Государственный совет, не имея права назначения? А если, наоборот, президент и правительство будут безусловно лояльны Госсовету, их решения могут стать неопределёнными и медленными. В кризисный момент могут возникнуть разногласия в трактовке полномочий государственных органов.

Несмотря на то, что сам Путин предостерегает от опасности двоевластия, связанные с этим риски нельзя будет сбрасывать со счётов, когда новая конституция станет реальностью, - утверждает Лассила.

Читайте также:

«Порядок во власти держится за счёт Путина» – комментарии финнов о перестановках в России

«Русские обожают сюрпризы»: финский специалист по России о возможных преемниках Путина

Подписывайтесь и читайте новости Финляндии на русском!