В 1973 году Эльдар Рязанов принялся за постановку совместного советско-итальянского фильма. Появилась картина благодаря типично итальянской расхлябанности. В 1970 году Сергей Бондарчук снимал эпическую ленту «Ватерлоо» в сотрудничестве с продюсерами из Италии, и те задолжали Советскому Союзу денег. Отдавать итальянцы их не спешили, поэтому решено было, что долг они отработают.
Первый вариант сценария носил название «Спагетти по-русски», но он не понравился на советской, ни итальянской стороне. Тогда сценаристы, Эмиль Брагинский и сам Рязанов, добавили в историю трюков, и обновленная версия была утверждена. Кстати,
Рязанов отмечал, что ему впервые пришлось снимать эксцентрическую комедию. Прежде он предпочитал работать с характерами, а в новой картине ему понадобилось уже работать с положениями, в которые попадали герои.
Это был новый опыт, который, к слову сказать, оценили не все. Впервые работал режиссёр и с животными (одним из героев был лев), и это ему не понравилось настолько, что он зарёкся использовать животных на площадке.
Выбор актёров доверили итальянской стороне. Капиталисты-продюсеры экономили на всём, поэтому пригласили артистов не первого ряда. Например,
главную женскую роль сыграла Антония Сантилли, ранее известная как актриса фильмов для взрослых.
Она и после выхода «Невероятных приключений итальянцев в России» продолжила сниматься в такого рода лентах, а потом вышла замуж и с кино покончила.
Алигьеро Носкезе, сыгравший Антонио, был популярным пародистом, но его актёрские навыки оставляли желать лучшего. Экспрессивного мафиози играл Тано Чимароза был певцом и лишь время от времени играл в проходных картинах.
Костюмы, предоставленные киношниками Италии, не отличались качеством и походили на сильно поношенную одежду. По их настоянию даже трюки, в том числе небезопасные, артисты должны были выполнять сами.
А трюков на экране действительно было много, причём некоторые из них и по сей день считаются уникальными. И, пожалуй, самый эффектный –
посадка пассажирского лайнера на заполненное автомобилями шоссе.
В картине диспетчер приказывает пилоту садиться на Минское шоссе, но снимали эпизод на аэродроме Ульяновского лётного училища. Создатели фактически построили на аэродроме и вокруг «потёмкинские деревни»: взлётно-посадочную полосу перекрасили под шоссе, поставили бутафорские остановки и дорожные знаки. За рулём всех машин были лётчики, за штурвалом лайнера сидел замначальника училища Иван Таращан. Таращану пришлось посадить самолёт шесть раз, пока не получились кадры посадки со всех сторон.
Нелегко пришлось на съёмках Андрею Миронову. Кстати,
приглашая советских кинозвёзд, Рязанов попытался скомпенсировать неопытность итальянских артистов и попросту спасти фильм.
Именно поэтому на площадке появились Евгений Евстигнеев и Ольга Аросева. Миронов почти все трюки исполнил сам: висел на Биржевом мосту без страховки, спускался на ковровой дорожке из окна шестого этажа гостиницы «Астория», лез по лестнице пожарной машины.
Правда, ради автомобильных трюков в Советский Союз прибыл итальянский каскадёр Серджио Миони, и при его активном участии и помощи советских коллег были созданы сцены автомобильной погони. Ради этого киношники пошли на колоссальные жертвы: прежде на съёмках разрешалось разбивать только старые авто, но
ради невероятных приключений итальянцев группа закупила пять новых «Жигулей», из которых три расколотили полностью.
Ну и апофеозом стала поездка в Рим, где снимались начальные кадры. Советских киношников, включая режиссёра и актёров, поселили в третьеразрядную гостиницу. Тогда Рязанов устроил лежачую забастовку и отказался вставать с кровати, пока их не переселят. К счастью, итальянская сторона осознала неправоту и переселила группу в отель получше.
Выстраданная, доставившая массу неприятностей и регулярно расстраивавшая режиссёра история вышла в прокат в марте 1974 года. Поразительно, но
гротескная лента «Невероятные приключения итальянцев в России» зрителям пришлась по вкусу.
Они понятия не имели, через что пришлось пройти Рязанову, чтобы на свет появилась лёгкая и смешная картина. Зато узнали, что мафия бессмертна.
А вам нравится этот фильм или вы солидарны с мнением, что его снимать не следовало?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296