Найти тему
Донские Зори

Калитва, Криница и опять Калитва. Майские впечатления

Той весной на реке Калитве было хорошее половодье. Вода поднималась почти на 5 метров, но бед особых не натворила — хотя ещё немного, и местным жителям пришлось бы плавать по своим дворам на лодках. Зато мощным весенним потоком промыло речное русло. Промыло и берега, смыв пластиковые бутылки и прочие свидетельства «разрухи в головах». А сейчас о прошедшем половодье свидетельствуют только клочки прошлогодних листьев и спутанных стеблей травы, принесённых водой, да так и оставшихся висеть на ветках прибрежных деревьев.

...За рабочей суетой незаметно пролетал экспедиционный день. В планах оставалось только съездить в Ефремово-Степановку, чтобы запастись очень вкусной водой из Криницы «Десятая Пятница». Ещё планировалось бегло обследовать прилегающий участок балки Горны с многочисленными выходами подземных вод. Но по дороге мы неожиданно «зацепились» за виды реки Калитвы, открывающиеся с нового моста. Фотографу сложно проехать мимо такого пейзажа.

Рек Калитва в Ефремово-Степановке, вид с автомобильного моста вверх по течению
Рек Калитва в Ефремово-Степановке, вид с автомобильного моста вверх по течению

Тени, отражения, реальные объекты — всё было перемешано между собой, плавно переходило из одного в другое и при этом жило своей особенной жизнью, дыша лёгкой рябью воды, шелестом листвы и покачиванием крон деревьев. Медленное и величественное движение облаков было почти незаметно глазу, но оно присутствовало, и это усиливало ощущение какой-то нереальности происходящего...

А рядом, на доживающем свой век старом степановском мосту валялись два велосипеда — местные мальчишки приехали на реку и теперь бродили в холодной весенней Калитве, пытаясь отыскать раков в островках водорослей. Судя по всему, им было довольно холодно, но ведь охота пуще неволи! И они уходили всё дальше и дальше вниз по реке под склонившимися над ними кронами прибрежных деревьев...

Наконец, мы добрались до Криницы. Место удивительное и красивое. Удивительное, прежде всего отношением людей друг к другу в пределах этой круглой полянки. Здесь даже незнакомые люди всегда здороваются, улыбаются, говорят тихо и не ссорятся в очереди за водой.

Мы набрали вкусной и холодной воды, умылись и полезли в темноту окружающих криницу зарослей, похожих на джунгли.

Да, вокруг — родники, родники, родники... Все они «дикие» и не каптированы. Просто небольшие углубления среди мощных стволов деревьев с небольшими лужицами воды и вытекающими из них ручейками. И всё покрыто слоем тополиного пуха, подсвеченного местами одинокими солнечными лучами, невесть как пробившимися сквозь густые кроны огромных деревьев.

Возвращаясь обратно в лагерь, нам пришло в голову заехать на Большую Белую Кручу и разведать места для рыбалки. Если мы уложимся в график нашей краеведческой программы, то останется время посидеть с удочкой на берегу Калитвы.

Свернув с асфальта на просёлок, проходящий вблизи берега Калитвы, мы несколько раз останавливались на знакомых с весеннего половодья местах. Сейчас река уже вернулась в своё обычное русло, а вот в марте мы видели её совсем другой!
Посудите сами, полистав галерею!

И у Белой Кручи река предстала уже в другом виде. Впечатление в этом месте усиливала находящаяся на другом берегу белая стена Кручи и серебрящиеся в контровом свете ковыли над ней...

Вблизи поворота Калитвы к меловому склону Кручи оказалось много песчаных прибрежных пригорков и уютных мест для рыбалки. Здесь же обнаружилась большая яма длиной в несколько десятков метров.

Одно место, перед началом ямы, вообще было «королевским», с лавочкой для удилищ.

Солнце зашло за кручу, и надо было возвращаться в лагерь. Мы загрузились в машину и двинулись обратно. Неожиданно из кустов на дорогу почти выпал человек в камуфляже.
— Ребята, дайте прикурить! — сказал он, немного заплетаясь языком в зубах.
Я полез за зажигалкой и протянул её через окно.
— Не, — возмутился товарищ. — Провод нужен...
Мы, наконец, сообразили, что речь идёт о севшем аккумуляторе. Проводов у нас с собой не было, но буксировочный трос присутствовал. Мы поехали за ним и вскоре оказались на берегу, рядом с красной «Ладой», в которой виднелся совсем уже остекленевший товарищ. Мы с опаской удостоверились, что тот жив и дышит, подцепили машину на буксир и завели с толкача. Товарищ за рулем благодарно помахал нам рукой, и машинка вприсядку пошла куда-то в поля в сторону Ефремово-Степановки.

Мы выехали на асфальт и через пару километров остановились у моста через Калитву, чтобы сфотографировать это место. Для сравнения с мартовским видом — полистайте фотографии в галерее!

Фотографируя мостик для истории, мы неожиданно обнаружили справа от него «уазик», торчавший из воды. Вся тыловая часть машины была под водой, доходящей чуть ли не до окон. А невдалеке, на берегу, сидели два парня в трусах и жарили сосиски на палочках.

Мы подошли разузнать, что же случилось и нужна ли помощь. Оказалось, это рыбаки, а с машиной казус вышел — засели. Помощь уже вызвана, так что всё в порядке. В этой ситуации они, по-моему, больше всего намаялись с вызовом своей помощи. Сигнала сотовой связи с земли тут нет, и в этом месте можно связаться с внешним миром только sms-сообщениями, нажимая на отправку и высоко подбрасывая телефон в воздух. Но ребята вышли из этой ситуации по-другому, забравшись на крышу находящейся неподалёку кирпичной автобусной остановки. Однако, чтоб дозвониться оттуда, нужно было высоко поднимать телефон и затем орать послание. И им это удалось.

Мы попрощались с ними и уже через пять минут уже были в лагере...

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!