Найти тему
Ex Libris

Как бюджетно записать и смонтировать подкаст: лайфхаки и личный опыт

Подкасты – крутой инструмент для тех, кто хочет достучаться до самой разнообразной аудитории. Формат уже освоили и энтузиасты-одиночки, и различные медиа, и бренды. Кое-кто даже потихоньку монетизирует это занятие: собирает донаты от слушателей, дает рекламу в выпусках, делает нативные выпуски для компаний. 

Прелесть в том, что записывать подкасты недорого и несложно. 

Сомнительное зрелище предстает перед глазами, если начинаешь гуглить в русскоязычном интернете информацию о создании подкаста. Почему-то все дают советы по выбору микрофона, но ничего не рассказывают про запись и продвижение.

Меня зовут Настя, и я 8 лет занимаюсь журналистикой. Недавно запустила собственный подкаст «Бескультурье» и, спустя три с лишним месяца мытарств и мучений, готова рассказать, как записать и смонтировать все это дело.

О микрофонах

Приличный микрофон (такой, чтобы не шипел, не «квакал» и не сломался через пару месяцев) обойдется от 5 000 руб. Плюс траты на подставку, фильтр, звуковую карту. Еще нужна комната со звукоизоляцией, если уж вы совсем перфекционист. 

Если не покупать микрофон и не искать звукоизолированное помещение, можно записывать подкасты на студии. Час стоит от 1 000 руб. – вариант для богатеев или для тех, у кого есть друзья со студией. 

Тратиться на дорогой микрофон особого смысла нет. Далеко не всем гостям удобно приезжать к вам, особенно если вы живете не в ближних краях. А некоторым больше нравится общаться по скайпу – так легче быть откровенным. 

Что есть у меня из оборудования:

  • динамический микрофон Shure PG58, который стоит около 5 000 руб., и к нему есть пена – мягкая подушечка, надевается на микрофон. Зачем-то купила фирменную за 300 руб., хотя можно найти и за 100 руб. По идее она должна спасать от плевков, когда буквы вроде «п» сильно выделяются, но мне не помогает (наверное, очень уж сильно плююсь); 
  • микрофонная стойка и поп-фильтр, сооруженный из пялец для вышивания и колгот. Если нет стойки, купите настольный держатель для микрофона за 1 000 руб. Когда его не было, я просто ставила микрофон в высокий стакан. А колготочный поп-фильтр, кстати, работает лучше пенки;
 Так выглядит поп-фильтр. Изображение взято с сайта wikihow.com
Так выглядит поп-фильтр. Изображение взято с сайта wikihow.com

Подключить микрофон можно в USB-порт компьютера. Тогда, соответственно, ищите микрофоны с USB-выходом, таких продается множество. Часто встречаются микрофоны с другими выходами, например, с джеком:

-2

Для таких случаев существуют переходники с джека на мини-джек:

-3

Мини-джек – это как раз вход, который есть на компьютерах и куда подключается микрофон. Купить переходник можно в любом музыкальном магазине, магазине кабелей или просто заказать в интернете.

Микрофоны бывают конденсаторные и динамические. Если не вдаваться в технические детали, то конденсаторные – более чувствительные, ловят большее количество частот, зато в них нельзя громко орать, иначе получится перегруженный (хрипящий) звук. В отличие от динамических, они не могут работать сами по себе, им нужен источник дополнительного питания. Это значит, что придется покупать блок фантомного питания или специальную звуковую карту с такой функцией. Смотрите, готовы ли вы на лишние траты.

Я пробовала записываться с гостями при помощи более дорогого (около 8 000 руб.) микрофона AKG P120. Он конденсаторный. Чувствительность конденсаторных микрофонов – момент спорный. С одной стороны это хорошо: ставишь микрофон на стол между собой и гостем, и он (микрофон, не гость) прекрасно ловит все, даже если вы бормочете или отодвигаетесь от источника записи. С другой – такой микрофон записывает шуршания, кашель из соседней комнаты и мяуканье кошки.

Динамический микрофон (конкретно мой) по качеству звука поскромнее, чем конденсаторный AKG. Он хуже улавливает звук, но почему-то лучше – плевки. Зато фоновые шумы игнорирует. В общем, я пока остановилась на нем. Главное – расположиться с гостем на примерно одинаковом расстоянии от микрофона (не слишком близко, помните про плевки!) и не теребить ничего в руках.

Чего я точно не советую, так это писать себя и гостя на два разных микрофона. Потом сойдете с ума, пока будете приводить две записи в равновесие по звуку. А советую вот что: включайте сразу несколько записывающих устройств. Даже диктофон на телефоне (предварительно поставив режим полета). Мало ли что не сработает.

И да, конечно, вы можете записывать звук на встроенный микрофон ноутбука. Но если он по каким-то причинам вас не устраивает, всегда можно подключить микрофон.

Живая запись

Итак, мы подключили микрофон и начинаем запись. В нижнем правом углу панели управления компьютера тыкаем на настройки звука. Нам нужны «Записывающие устройства» или «Ввод». Там выбираем наш микрофон. 

Затем открываем любую звукозаписывающую программу (Audacity, Wave Editor). Мой фаворит – Sound Forge. Там на панели инструментов (слева сверху) сразу видно красный кружочек кнопки Record: нажимаете его и видите, как пошла запись. Записанное отображается перед вами в виде звуковой волны. Можно в любой момент поставить на паузу и потом продолжить запись с того же места. Чтобы завершить подкаст, нажмите кнопку «Стоп» и сохраните в формате wav – нам с этим файлом еще работать.

Так выглядит звуковая дорожка в Sound Forge. Сверху – общий вид всего файла, снизу – более мелкий, приближенный фрагмент. Если покрутить колесиком мышки, дорожка снизу еще приблизится, и вы сможете различить отдельные волны.
Так выглядит звуковая дорожка в Sound Forge. Сверху – общий вид всего файла, снизу – более мелкий, приближенный фрагмент. Если покрутить колесиком мышки, дорожка снизу еще приблизится, и вы сможете различить отдельные волны.

Дистанционная запись

И все-таки писать звук дистанционно мне нравится больше. Я пробовала несколько программ и остановилась на двух. 

MP3 Skype Recorder неплохо пишет звук собеседника в скайпе, но вас на записи будет слышно плохо. Для меня это не страшно: я стараюсь, чтобы подкасты были больше как монологи – часто просто вырезаю свои вопросы и делаю вместо них музыкальную перебивку. 

Получается, что гость как бы сам затрагивает разные темы – без раздражающих наводящих выспрашиваний ведущего. А уровень громкости собственных реплик всегда можно сделать повыше.

UV Sound Recorder пишет звук с любых аудиоисточников компьютера, то есть и с микрофона, и с колонок. Причем можно ткнуть на кнопку «В разные файлы», и у вас в итоге будут два файла: со звуком с микрофона (ваш голос) и с колонок (голос гостя). Важно: если MP3 Skype Recorder включается автоматически, то на кнопку записи UV Sound Recorder вы должны ткнуть самостоятельно.

Сейчас я пользуюсь этой программой. Созваниваюсь с собеседниками в Google Hangouts, у которого несколько преимуществ перед скайпом:

  • звук гораздо лучше,
  • не надо заводить отдельную учетную запись – работает по номеру телефона или почте,
  • не нужно скачивать на компьютер – работает в браузере. 

Многие подкастеры пишут звук через QuickTime Player: там также можно нажать на кнопку «Запись». Вот только пишет он только звук с вашего микрофона, и нужно попросить собеседника установить плеер у себя, отдельно записать свою дорожку, а потом прислать вам. Но мне не хочется лишний раз напрягать гостей. Я вообще иду у них на поводу: один, например, попросил записать подкаст через WhatsApp (тут должен быть эмодзи с закатанными вверх глазами). Что ж, я скачала на телефон программу Cube ACR, записала разговор, и в итоге получилось отвратительно: тихо, все шипит. Не делайте так.

Монтаж и сведение

Монтирую звук в двух программах. Сначала – Sound Forge. Там удобно резать лишнее и склеивать файлы – например, если нужно совместить свой звук и звук, который гость записал через свой компьютер (открываете пустой файл с двумя дорожками и на каждую копируете свой голос и голос гостя). А еще – регулировать уровень звука. Функция «normalize» – моя любимица: она вытягивает даже самый тихий шепот, при этом избегая зашкаливания уровней. Там же есть всякие удобные штуки (шумодав) с удобными пресетами для нубов вроде меня.  

В том же Sound Forge дозаписываю всякие подводки («Привет, это «Бескультурье», и сегодня в выпуске…»), собственные комментарии, переписываю вопросы, если нужно. Я довольно плохо говорю, так что иногда нужно заново записать собственный же вопрос – ха, преимущество ведущего подкаста!

Затем я открываю Sony Acid Pro. Это древняя программа, где можно склеить несколько дорожек. Работает это так. Вы добавляете туда исходную дорожку с подкастом. Затем добавляете еще одну пустую дорожку ниже и на нее загружаете, скажем, звук фанфар, который хотите вставить в определенном моменте подкаста. В этом моменте вы при помощи инструмента «Карандаш» рисуете загруженный звук фанфар – ровно той длины, что вам нужно. На картинке понятнее.

На первой дорожке расположился файл с записью подкаста, на второй – джингл (он играет только в первые пару минут эпизода, так что в какой-то момент
На первой дорожке расположился файл с записью подкаста, на второй – джингл (он играет только в первые пару минут эпизода, так что в какой-то момент

В Acid я также добавляю к основной дорожке джингл и перебивки – музыкальные фрагменты, которые разделяют части подкаста или обозначают переход к следующей теме. Все звуки качаю с бесплатных аудио стоков (например, freesound.org). А джингл – это написанная мною же песня из тех времен, когда я еще мнила себя музыкантом: беру из нее небольшой инструментальный отрывок и вставляю в начало и конец эпизода. 

В итоге из двухчасовой записи я делаю 40-минутный подкаст. Сначала вырезаю все не слишком интересное в Sound Forge, потом прогоняю через Acid и режу еще. Один выпуск приходится слушать минимум по два раза. И это не жалоба: мне все нравится.

Финальный файл в Acid при помощи кнопки «Экспортировать» в меню «Файл» я превращаю в целостный подкаст в формате mp3. Если итоговый звук получился тихим, можно снова кинуть файл в Sound Forge и применить волшебную кнопку Normalize. 

Ваш подкаст готов.

Подведем итог

Оборудование для записи подкаста дома обойдется не дороже 10 000 руб. (при желании можно и ужаться), а если записывать выпуски с гостями дистанционно – будет почти бесплатно. Затем – убираем лишнее, монтируем, добавляем цепляющие фишки (джингл). Экспортируем файл в mp3 и отправляем его в мир.

Все эти страшные на первый взгляд программы для записи и монтажа довольно легко приручить. Основные азы можно почитать в мануале, а дальше – пробовать методом тыка (пресеты в помощь). В конце концов, для записи подкаста вам не нужны навороченные функции: компрессоры и эквалайзеры оставьте звукорежиссерам. Просто постарайтесь изначально записать звук как можно лучше. Пробуйте разные положения микрофона, тестируйте программы для записи. Все обязательно получится.

Автор статьи: Анастасия Комаровская

Больше интересных новостей из индустрии медиа и PR - на сайте Ex Libris и в нашей еженедельной рассылке;)