Библия
Направления в христианствеосновные
маргинальные
Другое
Би́блия (мн. ч. греч. βιβλία от ед.ч. греч. βιβλίον — «книга»; от греч. βύβλος — «папирус»; от названия древнего финикийского города Библ[1]) — собрание текстов, являющихся священными в иудаизмеи христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях[2]. В иудаизме Священным Писанием является Танах, именуемый также еврейской Библией[3]; в христианстве — Ветхий Завет, состоящий из книг Танаха и дополнительных священных книг (в православии и католицизме), и Новый Завет[4][5]. Книги Танаха составляют иудейский канон (др.-греч. κανών — «норма, правило»). Книги Танаха и Нового Завета являются каноническими во всех христианских конфессиях. Различия в Библиях различных Церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в Ветхом Завете и в некотором отличии перевода. В православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена» («рекомендуемые для чтения»); в католицизме — второканоническими; в протестантизме — апокрифическими.
Христиане именуют Библию «Святой Библией»[6] и считают весь канонический текст Библии «богооткровенным» или «богодухновенным», то есть написанным под непосредственным воздействием Святого Духа[7][8] и служащим первоисточником и правилом веры[9]. Древнейшие греческие рукописи с полным текстом христианской Библии датируются IV веком н. э.Сохранившиеся манускрипты Танаха, написанные на иврите и арамейском, датируются X веком н. э.[10], но имеется Ватиканский кодекс с Септуагинтой, также относимый к началу IV века н. э. Библия разделена на главы Стефаном Лэнгтоном (XIII век) и на стихи Робертом Этьенном (XVI век)[11].
Общепринятая нотация цитат — книга (часто обозначаемая в сокращённой форме): глава:стих-стих, например: Мф. 5:3—12, что значит: Евангелие от Матфея, глава пятая, стихи с третьего по двенадцатый.
Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых неканонических (второканонических) книг и дополнений, включённых в состав канонических книг, написанных на древнегреческом или арамейском языках. Новый Завет написан на древнегреческом языке (койне)[12].
Библия является самой продаваемой книгой всех времён[13], со среднегодовым объёмом продаж примерно в 100 миллионов экземпляров[14][15], и имеет колоссальное влияние на культуру, литературу, искусство и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.
Содержание
Этимология[править | править код]
Слово «библия» (греч. βιβλία) является множественным числом слова βιβλίον («книга»), встречающегося в Септуагинте (Быт. 2:4[16]) и в самом начале Евангелия от Матфея (Мф. 1:1[17]). В свою очередь, слово βιβλίον происходит от слова βύβλος («папирус»), производного от названия древнего финикийского города Библ — центра торговли папирусом[18].
Название[править | править код]
Евреи свои священные книги обозначали названиями: «книги», «Священное Писание», «Танах» — акроним названий трёх разделов еврейской Библии — Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Христиане новозаветные канонические писания обозначали названиями «Евангелие», «Апостол», «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова».
Библейский канон[править | править код]
Основная статья: Библейский канон
Библейский канон в большинстве христианских конфессий состоит из 39 книг Ветхого Завета, представляющих собой Танах (еврейскую Библию), и 27 книг Нового Завета. Кроме того, Римско-католическая церковь включает в ветхозаветный канон так называемые второканонические книги и придаёт им равный авторитет с книгами Танаха (ранее вошедшими в канон)[19]. Вторая часть — Новый Завет — состоит из 27 книг: четыре канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.
Состав Библии[править | править код]
Основная статья: Книги Библии
Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового Заветов. Число книг христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до «широкого» канона Эфиопской православной церкви (81 книга).
Ветхий Завет[править | править код]
Основная статья: Ветхий Завет
Ветхий Завет состоит из книг еврейской Библии (Танах) и дополнительных книг, число которых отличается в различных Церквях и конфессиях[20]. В Русской Православной церкви эти дополнительные книги называются неканоническими[21][22][23][24][25], в греческих Православных Церквях (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская) — «анагиноскомена» (греч. ἀναγιγνωσκόμενα, то есть «рекомендуемые для чтения»)[26][27], в католицизме они называются второканоническими или девтероканоническими[19][28]. В протестантизме эти книги называются апокрифами и либо совсем не помещаются в Библию[20][29], либо помещаются в приложение к ней[30].
Существуют также отличия в последовательности книг Ветхого Завета в различных традициях. Еврейская Библия содержит 3 раздела: 5 книг Торы («Учение» или «Закон», или «Пятикнижие») — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Невиим («Пророки») и Ктувим («Писания»). В Танахе «Пророки» (Невиим) предшествуют Писанию (Ктувим) и включают в себя книги «ранних пророков»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств), которые в христианской традиции рассматриваются как исторические, наравне с книгами Летописей (Паралипоменон). Кроме этого, в иудейской традиции книга Даниила рассматривается не как пророческая, а как часть Писания.
Танах[править | править код]
Основная статья: Танах
Священным Писанием в иудаизме называется «Танах»; в тексте Танаха нет самого этого слова, являющегося акронимом слов «Тора», «Невиим», «Ктувим». В христианстве книги Танаха входят в состав Ветхого Завета. Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всего еврейского народа и применялось во все периоды его истории. Наиболее ранний и распространённый термин — הַסְּפָרִים, ха-сфарим («книги»). Евреи эллинистического мира употребляли это же название на греческом языке — τα βιβλια — Библия, и оно вошло главным образом через свою латинскую форму в европейские языки. Танах представляет собой собрание книг, написанных в течение 1200 лет на древнееврейском и частично на арамейском языках с XIII по II века до н.э.[31][32] и канонизированных от VI века до н.э. до начала II века н.э.[33] На арамейском языке были написаны средняя часть книги пророка Даниила (Дан. 2:4—7:28), некоторые части первой книги Ездры и один стих в книге пророка Иеремии (Иер. 10:11)[34]. В исламе подлинность существующей Библии не признаётся[35].
Танах состоит из 39 книг, по первоначальной еврейской традиции — из 22 (по числу букв еврейского алфавита) или из 24 (по числу букв греческого алфавита). Все книги Танаха разделяются в иудаизме на три отдела: Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)[36].
«Закон» (Тора) — содержит Пятикнижие Моисея:
«Пророки» (Невиим) — содержит книги:
- 1-я и 2-я Самуила (в первоначальной еврейской традиции составляли одну книгу; в Православной церкви именуются — Первая и Вторая книга Царств)
- 1-я и 2-я Царей (в первоначальной еврейской традиции составляли одну книгу; в Православной церкви именуются — Третья и Четвёртая книга Царств)
- Двенадцати малых пророков (в первоначальной еврейской традиции составляли одну книгу):
«Писания» (Ктувим) — содержит книги:
- 1-я и 2-я Летопись (в первоначальной еврейской традиции составляли одну книгу; в Православной церкви именуются — 1-я и 2-я Паралипоменон; в Католической и протестантских — 1-я и 2-я Хроник)
В еврейской традиции за счёт соединения Книги Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плача Иеремии с Книгой Иеремии, получается вместо 24 книг 22. Еврейский историк Иосиф Флавий (I век н. э.) впервые свидетельствовал, что древние евреи насчитывали в своём каноне двадцать две священные книги[38]. С XV века в изданиях Танаха стали разделять на две книги книгу Самуила[39], книгу Царей[40][41], книгу Ездры-Неемии[42], книгу Хроник[43]. Также в печатных изданиях Танаха книга Двенадцати малых пророков рассматривается как 12 пророческих книг[44][45].
Все эти книги признаны также каноническими и в христианстве.
Приведённый выше порядок размещения книг в еврейской Библии изменяется несколько в Септуагинте и Вульгате. Маймонид в своей книге Мишна Тора приводит иной порядок книг Танаха, отличный от ныне существующего в иудаизме[46].
- Диврей ха-ямим (Алеф/Бет)
Неканонические (второканонические) книги[править | править код]
Основные статьи: Второканонические книги и Неканонические книги Священного Писания
Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III—I веках до н. э.[47]) содержит на 13 книг больше, чем еврейская Библия. Это следующие книги[48][49][50]:
- Ездры Α (в славянской и русской Библии — Вторая книга Ездры; в греческой Библии — книга Ездры Α; протестантстве — Первая книга Ездры; в приложении к Вульгате — 3-я книга Ездры)
- Книга Товита (Товит)
- Книга Юдифи (Юдифь)
- Маккавейские
- Книга Премудрости Соломона (Премудрость Соломона)
- Книга пророка Варуха (Варух)
Кроме этого, Септуагинта содержит дополнительные отрывки к книгам Танаха, наибольшие из которых:
Этих книг и отрывков нет и в современной еврейской Библии (Танахе); большинство из них появились на греческом языке, но для некоторых из них существовал еврейский текст[52]. Так, в 1896 году в каирской генизе были найдены фрагменты (больше половины книги) еврейского текста книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, датируемые XI—XII веками[53]; в числе кумранских находок (1947—1956) были найдены фрагменты книги Товита на арамейском языке и на иврите (еврейском)[54].
В Библиях различных Церквей содержится разное число вышеприведённых дополнительных книг и отрывков.
Православие
Книги Ветхого Завета в греческой Библии совпадают с Септуагинтой (кроме Од и Псалмов Соломона, отсутствующих в греческой Библии)[55][56]. Ветхий Завет славянской Библии основан на Септуагинте, но на эту основу накладываются многочисленные влияния со стороны латинской Библии (Вульгаты)[57]. В Синодальном переводе Библии на русский язык, выполненном в XIX веке, канонические книги Ветхого Завета переведены с еврейской Библии (масоретского текста), но в отдельных случаях с Септуагинты (например, Ис. 7:14), а неканонические книги — с греческого (кодексов Септуагинты), кроме третьей книги Ездры, переведённой с латинской Вульгаты[58][59]. В Синодальном переводе дополнительные отрывки и стихи, взятые из Септуагинты, но не содержащиеся в еврейской Библии, помещаются в квадратных скобках. В протестантских изданиях Синодального перевода эти вставки убраны[58].
Русская православная церковь причисляет к каноническим (богодухновенным)[9][60] ветхозаветным книгам только 39 книг иудейского канона, составляющих еврейскую Библию[19]. Эти книги названы книгами Ветхого Завета в 60-м правиле Лаодикийского собора (около 360 года)[61], в правилах святителя Афанасия, архиепископа Александрийского[62], святителя Григория Богослова (кроме книги Есфирь)[63] и святителя Амфилохия, епископа Иконийскаго[64]. При этом Лаодикийский собор и Афанасий Александрийский добавляет к ветхозаветным книгам книгу пророка Варуха и Послание Иеремии. Святитель Амфилохий Иконийский в упоминании ветхозаветных книг точно соответствует книгам Танаха и называет только эти книги богодухновенными[64][65]. Неизменяемость этих правил утверждена на Пято-Шестом (Трулльском) соборе[66]. Несмотря на некоторое расхождение, книга пророка Варуха и Послание Иеремии относятся в Русской Православной Церкви к неканоническим[67].
К неканоническим (полезным и назидательным, но небогодухновенным) книгам, помещаемым в славянскую и русскую Библию, Русская Православная Церковь относит 10 дополнительных книг Септуагинты:
- Вторая книга Ездры (в Септуагинте — Ездры Α)
и Третью книгу Ездры (переведена с латинского), а также все дополнительные отрывки к Танаху, содержащиеся в Септуагинте[24][68].
В греческих Православных церквях (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Кипрская) дополнительные книги к Танаху называются «анагиноскомена» (то есть «рекомендуемые для чтения»)[26][27], причём некоторые православные богословы называют их второканоническими[27]. В отличие от славянской и русской Библии в греческой Библии отсутствует Третья книга Ездры, но имеется Четвёртая книга Маккавейская, помещаемая в Приложение[69][70].
На Поместном Иерусалимском Соборе 1672 года, на котором присутствовало около 70 архиереев и священников от большинства Православных церквей[71], было принято постановление[19][72]: