Турция не намерена сдавать свой буферный протекторат в Идлибе, сирийской провинции у турецкой границы. "Силы режима Асада получили достойный и жесткий отпор в Идлибе. Турция не остановится на этом, ответные шаги продолжатся", - заявил турецкий президент Тайип Эрдоган. Вероятно, под отпором подразумевается нанесенный накануне удар по позициям правительственных сил Сирии.
Турецкая версия: по меньшей мере пять турецких военнослужащих погибли в понедельник в результате обстрела в сирийском Идлибе. Турция нанесла в тот же день удары по 115 целям сирийской армии в ответ на обстрел своих военных в Идлибе. В турецком минобороны подчеркнули, что "Турция дала молниеносный ответ на атаки режима в соответствии с правилами ведения войны и законным правом на самооборону". За последние семь дней турецкие военные дважды попадали под обстрел сирийской армии, в результате чего погибли десять военнослужащих и трое из числа гражданского персонала
Очевидно, что публичные заявления ближневосточных лидеров и подконтрольных им информационных источников, скажем так, не всегда достоверны. Так, в Израиле сильно сомневаются в корректности информации по Идлибу, распространяемой в эти дни из Анкары. Поэтому реальная ситуация в тех местах по-прежнему оценивается как весьма неопределенная.
Некоторые эксперты в регионе подозревают, что турецкий президент Эрдоган с его диктаторскими замашками стремится вообще не допустить возвращения власти Башара Асада на значительной части территории Сирии. Вероятно, он хотел бы оставить Идлиб под своим влиянием при помощи разношерстной компании подконтрольных боевиков – подобно тому, как Иран распространяет свое влияние при помощи подконтрольных Тегерану шиитских ополчений сразу в нескольких странах.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что гаранты сирийского режима Россия и Иран должны остановить бомбардировки со стороны сил Асада. "Мы уже ответили на нападение на наших военнослужащих и продолжим предпринимать все необходимые шаги. Однако сейчас важно остановить бомбардировки Идлиба, добиться устойчивого режима прекращения огня и перехода к политическому урегулированию сирийского кризиса", - отметил Чавушоглу.
Из российских источников появилась информация о том, что были зафиксированы запуски боевиками из Идлиба ударных беспилотников по российской военной базе Хмеймим. Сообщается, что российскими средствами ПВО были сбиты оба летательных аппарата.
Эскалация конфликта была отмечена на фоне возвращения в Анкару российской делегации. Первый раунд переговоров по Идлибу закончился безрезультатно. От имени правящей Партии справедливости и развития было заявлено, что если консультации зайдут в тупик, понадобится встреча Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным.
Россия, помогавшая сирийскому диктатору удержаться у власти, уничтожившая или распылившая основные антиасадовские силы, явно не горит желанием влезать в более серьезные ближневосточные междоусобицы и встревать во взрывоопасные отношения между Сирией, Ираном, Израилем и Турцией. Это было было чревато реальными потерями, а также ударами по имиджу России как серьезной военной силы. В «Коммерсанте», который весьма чувствителен к настроениям российских элит, появилось упоминание нынешней сирийской военной кампании в Сирии как чужой войны. Уход Москвы из Сирии сейчас маловероятен, однако такая опция уже не исключается.
На этом фоне не в первый раз отмечаются некоторые элементы взаимодействия между контингентами вооруженных сил России и США в Сирии. На этот раз об этом заявил во вторник ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Российские и американские военные поддерживают контакты по всем вопросам обстановки в Сирии, ситуация в провинции Идлиб не выпадает из этих обсуждений.
Не остаются в стороне и другие внешние силы.
Катарский телеканал "Аль-Джазира" цитирует эксперта Вашингтонского института ближневосточной политики Сонера Чагаптая, отмечающего, что за неделю Турция потеряла в Сирии 13 солдат. "России придется согласиться на турецкую операцию возмездия, но это не означает, что Путин разрешит Эрдогану выгнать Асада из Идлиба", - считает он.
В отличие от союзного с Турцией Катара в Объединенных Арабских Эмиратах, где непримиримо относятся к исламистским боевикам и к политическому исламу в целом, но и не испытывают симпатий к Асаду, отмечают, что Турция пошла на опасное заигрывание с исламистами в Идлибе. Зоны деэскалации были направлены на вытеснение из региона как раз исламистов, однако фактически эти группы боевиков стали военными партнерами Турции на нынешнем этапе. Однако Эмираты, как и прежде, настаивают на вовлечении в процесс сирийского урегулирования «временного правительства оппозиционных сил».