В сегодняшней статье я постараюсь ознакомить читателей моего канала с некоторыми статистическими данными, которые были опубликованы в 1884 году Семеном Номикосовым в его монументальном труде " Статистическое описание Области Войска Донского".
Они идут в разрез с голословными заявлениями определенной части комментаторов Дзена, пытающихся выделить казаков в отдельный народ, полностью исключающий русское происхождение Донских и других казаков.
Начну с того, что дам кратную характеристику Семену Номикосову. Семен Номикосов - Член-Секретарь Областного войска Донского Статистического Комитета, Коллежский Советник. Этот человек по долгу своей службы занимался поиском, сбором, анализом и систематизацией данных по Области войска Донского во второй половине 19 века.
Именно это является его главным преимуществом от сегодняшних «этнических казаков»-комментаторов, ссылающимся на вырванные из контекста документы и на заблуждения казаков, например из романа Тихий Дон, где один из персонажей говорит, что «казак от казака ведется».
Вместо заблуждений по поводу казачества, давайте изучим официальные статистические данные, в которых казачество в 19-м веке именовалось исключительно как служивое сословие.
Первое упоминания численности Донских казаков можно узнать из их отписки царю Михаилу Федоровичу после его избрания на престол в 1613 году. В этой отписке сказано:
«Теперь же на Дону насъ, холопей твоих, 1888 человек».
Исследователя 19-го века допускалось, что это число только воинов способных держать в руках оружие, женщин, детей и немощных стариков в расчет не брали. Получается, что на заре казачества в начале 17 века на Дону было не более 5 тысяч человек, включая детей и женщин.
В 1624 году всех Донских казаков, вместе с верхними городками считалось уже около 10 тысяч человек. Во времена Булавинского бунта (1707-1708 года) во времена правления Петра I, Донских казаков, не считая детей и женщин было не более 30 тысяч.
Значительную часть представляли старообрядцы, бежавшие после Никоновской реформы на Дон от притеснений обновленческого духовенства, а также беглые крестьяне, которые после ужесточения крепостного права бежали на Дон.
После подавления правительственными войсками Булавинского восстания(по разным оценкам треть казачества Дона было истреблено) и исхода части донцов с атаманом Некрасовым на османскую Кубань части донцов (около 10 тысяч казаков с их семьями), к 1738 году число служивых казаков на Дону уменьшилось до 15 тысяч человек.
Первые точные численные сведения населения Дона по сословиям встречаются в 1822 году в «Статистическом описании земли войска Донского» Богдановича 1-го. В 1822-м году всех жителей земли войска Донского числилось:
«511 313 душъ обоего пола. Крестьянъ числилось 153 766 душъ, казачьего сословия числилось 355 377 душъ. Среди казачьего сословия за 1822-й год людей русскихъ(великороссовъ и малороссовъ) было 340 785 душъ, калмыковъ 13 622, татаръ 936.»
На 1-е января 1882 года согласно «всеподданнейшему отчету» в Области войска Донского числилось:
«1 424 779 душъ обоего пола, в числе которыхъ жителей войскового сословия 842 517 душъ, духовного звания 7 052, разночинцевъ и отставныхъ солдатъ съ ихъ семействами 165 283 и крестьянъ разныхъ наименований 409 927 душъ.»
Согласно первой всероссийской переписи населения империи 1897 года на Дону русских(великороссов и малороссов) было 90%, как служивого так и не служивого сословия.
Как видно из приведенных данных в то время казаки являлись войсковым сословием, а не особым этносом или народом как это утверждают «казачки-комментаторы» на Дзене. И основу Донского казачества составляли русские.
В частности по вопросу русскости казачества вот, что пишет Семен Немикосов в своем статистическом описании области войска Донского:
«Можно с уверенностью сказать, что почти каждая станица имеет свои обычаи и нравы.
Но при своде добытых данных, можно видеть, что за всеми разностями, которыми отличаются жители одного округа от жителей другого, есть множество характеристических черт, которые до очевидности ясно показывают, что все казаки плоть от плоти и кость от кости великого народа русского: это не более как отпрыск, принявший сообразно местности и климатическим условиям, своеобразные черты, не встречающиеся ни у великороссов, ни у малороссов.
Эти черты во всем складе жизни объясняются путем естественным, влиянием природы и исторически сложившихся обстоятельств.
Несомненно, что в казачество вошли члены различных народностей, как то: греки, армяне, грузины, татары, черкесы, калмыки, поляки, литовцы, чехи, сербы, болгары и прочие; но в настоящее время нет ни грузин, ни армян, ни греков, а есть только казаки, т.е. русские люди, которые в течении 300 лет исторического сосуществования ассимилировали различные народности и образовали тип Донского казака, грудью отстаивающего царство русское от напора врагов и сердечно преданного своему родному краю.»
Статистическое исследование Семена Немикосова говорит о том, что на Дону в конце 19-го века общество делилось на две большие группы: казачье и не казачье сословие.
В первую группу в одно время включали: сопричастное к войску Донскому дворянство, торговые казаки и нижние чины иррегулярного войска с их семействами.
Духовенство стояло особняком, но в большинстве случаев духовные лица происходят из казачьего звания. Так же в казачьем сословии одно время числились чиновники и их семьи.
Во вторую группу, так называемое не служивое сословие входили : крестьяне(97% от общего числа группы сословия), солдаты и их семьи ( 1.6 % ) и разночинцы (1.4%).
Отделение Донских казаков началось в 20-м веке, при этом немцы и англичане казали в этом огромную «помощь», как финансовую, так и военную с пропагандистской.