Приветствую красивые! Как научиться отказывать и уверенно говорить слово «нет»? Именно этому вопросу, задаваемому психологам немалым количеством людей, будет посвящена эта экскурсия.
На самом деле очень много мужчин и женщин страдают от своей хронической безотказности. И часто такое свойство характера приносит серьёзные сложности как в деловой, так и в личной жизни. Давайте при помощи специалистов попробуем свести эту проблему к минимуму.
Отказать не значит быть невежей
Как вы отнесётесь к просьбе о помощи товарища по бизнес-проекту, когда сами с головой в работе? И сможете ли ответить «нет» доброму приятелю, когда его просьба ломает ваши личные планы?
А ведь об этих планах известно только вам. То есть, только вы решаете, как правильно и продуктивно распределить свои дела на день. Что удобно вам, а что совсем не входит в распорядок намеченных на день задач.
Отказать ни в коем случае не означает невежество и резкость с вашей стороны. Ведь это можно сделать красиво и правильно. Причём при отказе на вас не наложены обязательства по объяснению причин.
Близкий человек, если он таковой в реалии, однозначно поймёт эти причины
А чтобы правильно это сделать и не испортить добрые взаимоотношения, дальше будут приведены несколько шаблонов ответов «вежливости» для каждого случая. При такой самостраховке всякого рода прошения не будут неожиданными. А у вас не выпрыгнет случайная фраза «Несомненно да, я помогу».
Не чувствуйте себя виноватым
Многих из нас охватывает чувство вины при отказе кому-то. Часто такое чувство вежливости есть следствие воспитания. Когда в детстве было внушено, что отклонённая просьба, признак неуважения к людям. Многие другие же просто не умеют это правильно сделать.
Если вышеописанное знакомо вам, то следует категорически прекратить себя винить и расстаться с этим чувством. Вы хозяин своей жизни и вправе не делать то, что не хочется или не входит в ваши планы.
Возьмите пример с известных преуспевших в жизни предпринимателей. Если бы они соглашались на все просьбы, никогда у них не было бы такого успеха. Примите это к сведению друзья!
Оправдываться нет смысла не только перед кем-то. Перестаньте этим также заниматься и перед собой. У вас есть все права всегда поступать по своему усмотрению. Причём, как по закону так и по правилам своей жизни. Даже если не получается быстро сообразить вежливое «нет», не говорите сразу «да». Мило и с умным невозмутимым видом промолчите.
Примеры твёрдости
Ежели не желаете, чтобы вас всё равно склонили согласиться что либо сделать, никогда не бросайтесь фразами типа «неуверен» или «скорее нет, чем да». В них скрыта ваша пассивность и неуверенность. И профи обязательно дожмут вас и заставят сделать по их желанию.
Самое первое слово в вашем ответе всегда должно быть твёрдое «нет». Если же не получается смело и сразу так ответить, вот примеры более более сладких отказов:
- Прости, но в среду я не смогу быть полезным
- У меня нет времени, так как я готовлю к сроку отчёты по проекту
- По поводу этого дня у меня другие планы, намечается важная встреча
- Прямо в этот момент я однозначно не смогу
В случае когда ваш отказ является не категоричным и позже вероятность помочь просящему появится, можете продолжить диалог так:
- ...в среду точно нет, но во второй половине недели решим
- ...через месяц обязательно вернёмся к твоему вопросу
- ...а не можем ли мы по этой теме всё сделать 15-го
- ...раз такая срочность, попробуй обратиться к Андрею, он сейчас менее загружен (здесь уже Андрей будет думать, помогать или нет)
С уважением
Уважительно отказать, значит отнестись с вниманием к проблеме просителя. И уже потом подробно пояснить причину своего действия. Таким образом с вашей стороны возникает понимание просьбы и смягчает отрицательный ответ на неё.
Если уже есть предположения о тех просьбах с которыми вам придётся столкнуться в будущем, предлагаю несколько шаблонов ответов на них:
Нежелание идти на встречу или мероприятие по приглашению: «Благодарю за то, что думаете о моей персоне. Я ценю это, но со всем огромным сожалением вынужден отказаться».
К просьбе партнёра по бизнесу: «Несомненно ваш замысел великолепен. И мне льстит, что в его осуществлении вы выбрали именно меня. Но дело в том, что сейчас у меня совершенно нет свободного времени для работы над этим проектом».
Если же вас всё равно пытаются уговорить и жмут по полной, не в коем случае не оправдывайтесь и не юлите. Твёрдо повторяйте: «Простите, но я не смогу быть полезен», «Нет, благодарю» и классическое и прямое «нет».
Тренируйтесь иметь при себе фразу типа: «Прошу прощения, но это не в моих силах». Оставаясь одни, выговаривайте это или подобное выражение твёрдым и уверенным голосом. Лучше всего это делать перед зеркалом, чтобы заодно и выработать требуемое выражение лица.
Будьте стойкими
Отказывая просителю нельзя ссылаться на кого-то ближнего. Пример тому фраза: «супруга этого не поприветствует». Так можно и авторитет свой закопать. Обращайте внимание на поведение своего тела.
В экскурсии «Как выявлять обманщиков по разным признакам» подробно описано как жесты, мимика и прочее выдают наши настоящие намерения. Пусть она будет дополнительным вашим помощником.
Отклоняйте просьбы уважительно, но уверенно
Возьмите лист бумаги и крупными буквами нарисуйте на нём три буквы «НЕТ». Пусть этот девиз будет всегда перед вашими глазами. Так вы со временем отучитесь бездумно говорить «да». Ежели всё таки не получается убедить просящего своими отговорками, подкрепляйте отказ ссылаясь на черты характера:
«Нет другой возможности кроме как отклонить вашу просьбу, так как (выбирайте любое из предложенного):
- затрагивает одну из частей моего Я
- не имеет согласия с моим личным представлением данной ситуации
- это противоречит моим убеждениям
- если я соглашусь с вами, то перестану уважать себя
- я всегда прислушиваюсь к своей личности, так как она не раз помогла придти к положительным результатам
И главное слушайте свой внутренний голос: раз он кричит сразу же отказать, так и поступайте
Никого не обидеть
Теперь дорогие странники, когда у вас есть вышеописанные инструменты, а предательская дрожь в голосе исчезла, предлагаю несколько эффективных шаблонов, коими вы не обидите человека, обратившегося с просьбой:
- не сейчас, но через четыре дня мы обязательно вернёмся к этому
- как вы смотрите на такой вариант
- я буду вне досягаемости до
- к огромному сожалению, вынужден сообщить
- мне требуется закончить
- простите, но нет
- а вот через (какое-то время), вы обязательно напомните
- во всяком случае я могу
- на данный момент никак не получится, тем не менее через
Беседу всегда начинайте с благодарности. Сказать „спасибо“ начиная разговор, значит применить приём манипулирования собеседником. Так он сразу превращается в делающего вам одолжение, при котором ещё и придётся проявить к вашей персоне признательность.
Щиты от манипулятора
И конечно же сразу же давайте научимся выявлять лиц владеющих психологической манипуляцией, и будем во всеоружии. Целью таких личностей является задача управляя собеседником склонить его к чему либо. Предлагаю рассмотреть простейшие приёмы щитов от них:
Отсрочивание
Отсрочка даёт время для обдумывания ответа. Под любым предлогом: „Извините, я забыл важные документы в машине“, Мне требуется несколько минут, что проверить некоторую информацию», «Извиняюсь, вынужден ненадолго отлучиться по важному делу» и т.д.
Уменьшение промежутков взаимодействия
- Прошу прощения, нет возможности говорить, давайте послезавтра в час
- У меня есть возможность работать с вашим предложением (проектом) не более...
- Могу заняться этим делом сегодня пару часов и завтра около часу
Также по возможности старайтесь исключить личное взаимодействие с манипулирующим. Самый известный из всех методов такого исключения, это предложение все переговоры вести через электронную почту.
В заключении
Итак, мы рассмотрели основные способы научится быть непреклонным и при этом не выглядеть невеждой. Конечно же для более детальной работы над собой в этом вопросе, стоит пройти специальные тренинги. Но для начала и этого хватит с лихвой. Тренируйтесь, работайте, отшлифовывайте своё Я.
В нём укажите, как с вами связаться. Или запросите контактные данные специалиста для личной связи с ним. И уже вместе с ним обсудите все нюансы. Я же всего лишь капитан лайнера, цель которого туры по всему изяществу жизненного пути. И по традиции как всегда скажу:
Вы есть Бренд своей личности — его хозяин и управляющий
Благодарю всех за компанию в этой поездке и жду в следующих. Всех желающих быть первыми в новых приключениях работает касса «подписаться».
До скорой встречи друзья!