Богдан Хмельницкий. Национальный герой украинского народа. По дошедшим до нас летописям известно, что его считали хитрым политиком, очень удачливым полководцем и отчаянным авантюристом. Но, без этих качеств он не выжил бы, ведь земли, на которых он властвовал, была зажата между тремя государствами – Московским царством, Польским гетманством и Османской империей. Эти страны на тот момент были одними из сильнейших в Европе. Еще не стоит забывать и о Крымском ханстве, которое частенько делали набеги на территории нынешней Украины.
Вот и приходилось гетману ужом крутиться между султаном, царем, ханом и польскими магнатами. Со всеми он старался поддерживать ровные отношения. Его современники отмечали, что гетман прекрасно говорил на нескольких языках – польский, немецкий, арабский, татарский. А в случае с татарами отлично знал их традиции и требования исламской веры. И не просто знал, а, по словам восточных хронистов, и исповедовал Ислам.
Впервые официально об этом широко заговорили после выхода в Польше книги «выписки из турецкой истории». Примечательным в ней было то, что в книге имелась гравюра, на которой Хмельницкий совершает совместный намаз с турецким ханом. Можно было бы отмахнуться от этого, посчитав выдумкой польских историков, но аналогичная гравюра имеется и в книге русского историка 19 века В.Д.Смирнова.
Из биографии гетмана известно, что он в 1630 году попал в плен к османам, где провел два года в качестве переводчика. За это время он обзавелся многочисленными знакомствами среди знатных людей.
Все бы ничего, но по законам османской империи, знатные османы могли на равных общаться только со свободным человеком своей веры. А свободу Хмельницкому могло обеспечить только принятие Ислама.
Историки спорят, добровольно он это сделал или же вынужденно, для облегчения своей участи пленного. Но как бы то не было, после возвращения данный факт нигде не указывается. О факте принятия мусульманства нам известно только из польских и арабских источников.
К примеру, турецкий летописец Мустафа Наим в своей книге «Цветник Гюссейна в изложении событий Востока и Запада» указывает, что в плену Хмельницким был принят Ислам, но после возвращения на родину данный факт он скрывал и держал все в тайне.
Также «Цветник» подтверждает факт совместного творения намаза гетманом и крымским ханом. Охрана Хмельницкого, состоявшая из казаков, узнав о том, что муслим, восстали. Однако гетман смог их успокоить.
Имеются и европейские источники, повествующие о том, что Хмельницкий сменил веру. К примеру, в записях польского врача Лукаша Климовского имеется информация о том, что польский король Ян II Казимир жаловался киевскому митрополиту Сильвестру Косову. А последний рассылал всем письма, в котором прямо говорилось, что Хмельницкий является вероотступником. То есть церковь подтверждала факт смены веры.
Также польские послы, во время московско-польских переговоров 1653, убеждали Московского царя, что гетман является «басурманином» и верить ему нельзя, предаст. А в качестве доказательств приводили следующий факт – крымские татары оказывали Хмельницкому военную помощь против Польши, а за это они получили право набирать себе рабов в украинских деревнях.
Летописи «Самуил Величко» имеется следующая информация – в 1653 г. украинский гетман послал своего полковника Антона Ждановича к полякам. Тот должен был уверить польские власти о том, что Хмельницкий склоняется к принятию Ислама, после присягнуть османскому султану и получить от последнего военную помощь для борьбы с поляками. Дабы не допустить такого, поляки должны были принять условия Хмельницкого. Таким же макаром он «шантажировал» и Москву. И его оппоненты, чтобы не допустить «ухода» огромной территории под руку османского султана, уступали в некоторых вопросах.
А вот был ли гетман мусульманином, доподлинно не известно. Польские и турецкие летописи утверждают это, но не забываем, что они были его противниками. Украинские и российские летописи данный факт отрицают.