Найти в Дзене
Искитимская Газета

Об искитимском герое Николае Платонове писали еще в 1965 году

Настоящим памятником герою Николаю Платонову, оставшимся на многие десятилетия, стала статья полковника И. Вакурова и полковника А. Андреева «Последний бой», опубликованная в номере газеты "Знамя коммунизма" за 9 мая 1965 года. Печатаем ее с сокращениями:

«Война кончилась, гитлеровская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции, позади тяжелые бои, постоянное соседство с опасностью, впереди – радость встречи с родными и близкими, мирное безоблачное небо. И вдруг – боевая задача: Подняться в воздух и разгромить группировку гитлеровских войск генерала Шернера, отказавшегося сложить оружие…»

Ровно в 18.00 9 мая штурмовики 2-й эскадрильи с полным боекомплектом оторвались от полевого аэродрома и под прикрытием истребителей взяли курс на Вену.

Вел эскадрилью сибиряк Герой Советского Союза капитан Николай Евгеньевич Платонов. Спокойное, уверенное лицо его было сосредоточенным, движения точны и расчетливы. Он как бы сросся с боевой машиной, чувствовал ее «дыхание», слышал каждый стук ее «сердца». Обычно во время полета капитан не отвлекался на посторонними мыслями, но тут его захлестнули воспоминания…

Первое боевое крещение Николай Евгеньевич получил под Изюмом и Барвенковым. Тяжелое это было время. Вражеская авиация господствовала в небе. И трудно сказать, чем бы закончился для него, горячего и неопытного, этот первый бой, если бы не было рядом командира, Героя Советского Союза капитана В.М. Михайлова. У него он учился осмотрительности, выдержке, смелости, трезвому расчету и решительности. Скупой на похвалу капитан, наблюдая за своим ведомым, как-то сказал:

- Молодец, Платонов! Вижу, из тебя выйдет настоящий военный летчик!

А через день, 16 августа 1943 года, возвращаясь после выполнения боевого задания по уничтожению вражеского склада с горючим, встретились с четырьмя «мессершмидтами». Завязался бой - неравный и жестокий. Гитлеровцам удалось подбить машину командира. Платонов яростно бросался в лобовые атаки, стремясь отогнать фашистских стервятников от самолета командира. Во время одной из таких отчаянных атак он сбил вражеский истребитель. Развернувшись, пошел снова в лобовую атаку. Нервы у гитлеровцев не выдержали. Не приняв бой, «мессеры» ушли на запад.

Михайлов посадил свою израненную машину и, едва держась на ногах, сошел на землю. Благополучно приземлился и Платонов. Капитан подошел к нему, обнял:

- Спасибо, брат, - тихо произнес он, - хорошо в бою иметь такого напарника, но прежде всего – интересы дела. Хватит тебе ходить ведомым. Сам поведешь группу.

Платонов оправдал надежды своего учителя. 28 сентября, ведя разведку войск противника в паре с командиром полка майором Ершовым, младший лейтенант Платонов снова совершил подвиг. Вступив в единоборство с двумя истребителями, нападавшими на подбитую машину командира полка, он сбил еще один вражеский самолет.

Каждый боевой вылет, а их приходилось делать в день по пять-шесть, всегда сопряжен с риском. Пробиваясь сквозь заградительный зенитный огонь, Платонов старался не думать об опасности. Он видел перед собой врагов и все умение, всю волю сосредотачивал на то, чтобы вывести свою группу на цель. Много раз после выполнения заданий его самолет возвращался на аэродром с изрешеченными плоскостями и пробитыми баками. Но всегда с победой!

«Обойдется и на этот раз…», - мелькнула мысль.

По укоренившейся привычке капитан Платонов оглядел горизонт. Немного сзади и выше шли истребители прикрытия. Больше никого! Капитан уже хотел передать команду эскадрилье «За мной в атаку!», но вдруг заметил четыре стремительно приближающиеся черные точки. «Мессеры», - промелькнуло в сознании. Неприятно засосало под ложечкой. Значит, снова воздушный бой. Но истребители вдруг резко взмыли вверх и, развернувшись, улетели на запад. На их крыльях капитан Платонов успел заметить опознавательные знаки американских военно-воздушных сил.

Платонов подал команду в атаку. На шоссе, где тянулась лента вражеской техники, взметнулись огненные фонтаны, запылали, чадя черным дымом, цистерны с горючим, автомашины.

Это был последний 208-й вылет капитана Платонова. За мужество, мастерство и отвагу шести летчикам 2-й эскадрильи, в том числе и командиру, коммунисту Николаю Евгеньевичу Платонову, было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Золотой Звезды Героя и его первой награды – ордена Красной Звезды, Н.Е. Платонов за боевые подвиги награжден тремя орденами Красное знамя, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Александра Невского и многими медалями.