Оливия Голдвил (Olivia Goldhill)
Сознание пронизывает реальность. Это не уникальная особенность субъективного опыта людей, а основа Вселенной, присутствующая во всей физической материи и в каждой отдельной частице.
Такие рассуждения кажутся несерьезными, но попытки объяснить природу сознания традиционными методами ни к чему не приводят. Вот почему авторитетные философы, неврологи и физики, в том числе нейрофизиолог Кристоф Кох и физик Роджер Пенроуз, все более серьезно относятся к взглядам сторонников панпсихизма.
«Как мы получили этот здравый смысл, чтобы помочь нам понять, что такое Вселенная?» – говорит Филип Гофф, профессор философии в Университете Центральной Европы в Будапеште. «Эйнштейн объяснил нам, какие странные вещи случаются, когда природа времени противостоит здравому смыслу. Квантовая механика противоречит здравому смыслу. Наша интуиция – не лучший способ узнать природу реальности. ”
Дэвид Чалмерс, профессор философии сознания в Нью-Йоркском университете, обозначил «трудную проблему сознания» в 1995 году. В ней он продемонстрировал, что мы до сих пор не знаем, что вызывает сознание. К решению этой проблемы традиционно подходят с одной из двух точек зрения: материализм или дуализм. Оба они приводят к, казалось бы, неразрешимым проблемам.
Материалистический подход утверждает, что сознание является исключительным продуктом физической материи. Однако до сих пор не ясно, как это может работать. «Вытащить сознание из неосознания очень трудно», – объясняет Чалмерс. «Физические свойства – это просто структура. Физика может объяснить биологию, но есть темное пятно – сознание. Согласно дуалистам, сознание не имеет ничего общего с физической материей и существенно отличается от нее. Однако тогда возникает вопрос о том, как сознание взаимодействует с физическим миром и влияет на него.
Панпсихизм предлагает очень заманчивое альтернативное решение. Гофф утверждает, что сознание является наиболее важной характеристикой физической материи, и каждая отдельная частица имеет «невероятно простую» форму сознания. Если эти частицы соединяются друг с другом, они могут образовывать более сложные формы сознания, такие как субъективные переживания у людей. Это не означает, что частицы имеют глобальный образ мира или активную мысль. Теория просто утверждает, что субъективный опыт сознания существует даже в самых маленьких частицах.
Сторонники панпсихизма не обязательно верят, что у каждого неодушевленного предмета есть сознание. «Панпсихисты, как правило, не дают сознания неодушевленным предметам, таким как стол», – написал в электронном письме Хедда Хассел Мерч, исследователь в Центре разума, мозга и сознания Нью-Йоркского университета. «Было бы точнее назвать стол набором частиц, каждая из которых обладает своей невероятно простой формой сознания».
С другой стороны, панпсихизм вполне может означать, что существуют таблицы с сознанием. Согласно Чалмерсу, толкование этой теории гласит, что «каждая система имеет сознание». «У скал может быть сознание, ложки, даже у Земли. У каждой комбинации чего-то есть сознание. “
Отчасти интерес к панпсихизму возрос благодаря «трудной проблеме» Чалмерса, которая привлекла внимание академического сообщества к сознанию. Философы Нью-Йоркского университета, в котором расположен главный центр изучения философии сознания, сделали панпсихизм объектом научного исследования. В последние годы в этой области было написано множество авторитетных научных книг и популярных статей, которые серьезно затрагивают проблему панпсихизма.
Интегрированная теория информации Джулио Тониони – одна из самых популярных и неотразимых современных теорий нейробиологии в области сознания. Это только укрепляет веру в панпсихизм. Согласно Тонони, объект будет обладать некоторой формой «сознания», если информация, содержащаяся в его структуре, достаточно «интегрирована» или унифицирована, то есть если целое больше, чем сумма его частей. Это относится ко всем структурам, а не только к человеческому мозгу. Таким образом, интегрированная теория информации разделяет мнение панпсихистов о том, что физическому веществу присуще естественное сознание.
Гофф, который написал научную статью о сознании и в настоящее время работает над научно-популярной книгой на ту же тему, отмечает, что правдоподобные теории панпсихизма начали появляться в 1920-х годах. Мыслители, такие как философ Бертран Рассел и физик Артур Эддингтон, выдвинули серьезные аргументы в пользу панпсихизма.
Однако после Второй мировой войны интерес к этой теме ослабел, поскольку философия стала уделять больше внимания аналитическим проблемам языка и логики. В 2000 году они снова начали говорить об этих теориях, главным образом из-за признания «трудной проблемы» и активного использования методов структурного реализма в физике, объясняет Чалмерс. Согласно этому подходу, физика описывает структуру в целом, а не лежащие в основе неструктурированные элементы.
«Физика не так хороша в понимании природы материи, как принято считать. Эддингтон (английский ученый, который экспериментально доказал общую теорию относительности Эйнштейна в начале 20-го века) утверждал, что в нашем понимании вселенной есть пробел. Мы знаем, как ведет себя материя, но не то, что она есть. Мы можем поместить сознание в этот пробел », – пишет Гофф.
По словам Эддингтона, в письме Гофф отмечает, что «глупо начинать с позиции, что основа вообще не является сознанием, а затем задаться вопросом, откуда она берется». В одной из своих книг Стивен Хокинг спросил: «Что вдыхает жизнь в эти уравнения и создают вселенную, которую они могли бы описать? ». Теперь Гофф отвечает:« Эддингтон и Рассел полагают, что именно сознание превращает жизнь в уравнения ».
Самая трудная проблема панпсихизма – это «проблема объединения»: как именно маленькие частицы сознания образуют одно великое сознание? Сознание может существовать во всех частицах, но это не отвечает на вопрос о том, как частицы физического сознания объединяются в более сложное явление человеческого сознания.
Пытаясь ответить на этот вопрос любой теории, вам необходимо определить, какие сложные системы, от неодушевленных предметов до растений и муравьев, следует считать сознательными.
Согласно альтернативному взгляду на теорию панпсихизма, никакие отдельные частицы не являются сознательными и группируются в одно целое, но сама вселенная является сознательной системой. Это не то же самое, что рассматривать вселенную как одно творение Бога, предупреждает Гофф. Наоборот, это выглядит как “космический беспорядок”. Этот взгляд на панпсихизм отражает мнение о том, что мир строится от большого к маленькому. Другими словами, каждый отдельный элемент является производным от вселенной и не состоит из более мелких частиц. В квантовой механике существует явление квантовой запутанности – некоторые частицы ведут себя как единая система, даже если они находятся на большом расстоянии и между ними не может быть никакой связи. Гофф убежден, что это явление определяет вселенную в целом, а не как совокупность отдельных частей.
Эти теории звучат невероятно, и, возможно, они есть. Как и все другие теории, объясняющие сознание. «Чем больше я думаю об этих теориях, тем меньше я верю в них», – признает Чалмерс. «Он начинается с материализма, дальше от дуальности и панпсихизма, и заканчивается идеализмом», – добавляет философ, повторяя свою статью на эту тему. Только идеальное сознание действительно существует в идеализме. Для сравнения, панпсихисты все еще довольно скромны.
Чалмерс цитирует своего коллегу-философа Джона Перри: «Если вы будете думать о сознании достаточно долго, вы станете панпсихистом или клерком.