Найти в Дзене
Про алкоголь

Как пили в крепостной России

В зависимости от условий формируется стиль и образ жизни. В крепостной России условия существования и выживания как государства в целом, так и его поданных, в частности, формировали и увлечение зеленым змием.

Семьи были многочисленные, трудиться (между отражениями всевозможных врагов) приходилось тяжело и долго, так что особо расцвета вариантов выпивки было не так уж и много. Учитывая, что большинство населения были крепостные крестьяне, то наибольшую популярность приобрели легкий алкоголь типа браги, пива и медовухи.

И если пиво остается весьма популярным напитком и его продолжают употреблять современники — далекие потомки крепостных крестьян, то вот брага и медовуха в основной своей массе остались в истории.

Брага — продукт, который получается как результат брожения раствора сахара с добавленными в воду дрожжами. Этиловый спирт и углекислый газ получаются из сахара. Далее следует процесс дистилляции в самогонном аппарате. Основным же компонентом медовухи является мед (помимо воды и дрожжей).

Крепостные крестьяне, в основном, выращивали хлеб, так что амбар с зерном имелся практически в каждом хозяйстве. В крупных семьях на первом месте стояла задача прокормить все рты, а уж потом можно было с оставшимися остатками зерна «экспериментировать». Особо не нагуляешься, так как пропойца практически всегда рисковал растерять силу работать, что влекло за собой снижение и так скудных заработков.

По оценкам ряда исследователей и современников того периода во многих селах сильно и регулярно пьющих как и абсолютных трезвенников было очень мало. Основная часть крестьян придерживалась принципа «делу время, а потехе — час». По большим пиршествам и сходам можно было принять 1-2 чарки. (1 сотая 12 литрового ведра, примерно 121 грамм). Так что налицо не столько склонность к регулярной и часто беспричинной выпивке, переходящей в привычку, сколько следование общественным традициям и обычаям.

Так в будние дни пьяницу нужно было еще поискать, а во время страды и подавно. Учитывая, что все крестьянство было поголовно верующим, то в постные дни (среда и пятница) выпить — значить навлечь на себя грех, а это каралось посуровее иных прегрешений.

Также отмечалось и сезонное колебание количества выпитого. Больше всего сокращение касалось периода июня-июля время основных сельскохозяйственных работ. Август-ноябрь, наоборот, отмечались повышением принятия алкогольных напитков. А вот с наступлением декабря и приближением Рождественского поста шло существенное сокращение пития и достижением минимума в мартовский Великий пост.

Но ситуация с трудными трудовыми периодами имела и обратную сторону. Во время страды, когда было не только не до пития, но и до нормальной мясной еды, то в редкие паузы многие бросались в крайности. То есть, дорвавшись до возможности выпить, крестьянином употреблялось немеряное количество спиртного, что, естественно, сопровождалось буйным поведением.

Постепенно праздник стал неразрывно связан с пьянками, гулянками и разгулом. Очевидно, что такое поведение и бросание в крайности было своего рода сбросом психологического стресса, накапливающегося в людях во время тяжелого изнурительного физического труда.

И если общественный строй мало менял свои привычки или менял их очень медленно и консервативно, то предприимчивый купеческий и помещичий люд быстро уловил слабость и пристрастие крестьян. Постепенно стали появляться кабаки, основной торговой продукцией была водка, причем безо всякой закуской. Поэтому даже сильный мужик, выпив 2-3 чарки (по 120 грамм каждая), мог запросто свалится прямо у кабака.

В качестве расчета с государством торговыми людьми свое развитие получила откупная система, которая позволяла неимоверно обогащаться купцам, выступавшим в роли откупщиков. Задрав цены на спиртное, они получали громадные доходы. Это еще больше способствовало развитию откупной системы, разрушавшей вековые устои. В погоне за еще большей прибылью стало развиваться взяточничество, коррупция.

Все это постепенно привело к отмене пагубной откупной системы, на смену которой вместе с отменой Крепостного права пришел более прогрессивный акцизный сбор.