Оттепель на недолгое время пришла в город, растопив тонкий слой льда на асфальтовых дорогах. Тротуары, покрытые затоптанным слоем почерневшего снега, весело блестели на солнце, но не оттаивали. Жители города, почувствовав тепло, одевались в лёгкие куртки разных оттенков: ярких жёлтых, приятных зелёных, элегантных синих, страстных алых и красных. Им было приятно убрать на полку тяжёлые зимние ботинки и достать осенние туфли, кеды и сапоги. Солнце играло зайчиками в окнах многоквартирных домов, добавляя красок, столь нужных городу в зимнее время года. К вечеру солнце, склоняясь к горизонту, залило небо красивыми переливами фиалкового и мандаринового цветов. В эти закатные часы из офиса в своём любимом длинном шерстяном пальто вышел Г, держа подмышкой планшет. Он прошёл вдоль улицы, обогнул наваленные на просторной аллее горы грязного снега, быстрым шагом миновал пешеходный переход и углубился во дворы микрорайонной застройки.
Там, обойдя очередной дом, он увидел в конце двора большое скопление людей и трусцой побежал к ним, перейдя на спокойных шаг за пару десятков метров. Несмотря на то, что днём было тепло, вечером температура начала опускаться, оттого над людьми висело еле заметное облако пара. Встав с дальнего края овала из людей, ютившихся на узком тротуаре, Г без слов поздоровался с высоким мужчиной и кивком поприветствовал женщину, стоявшую рядом, которая объясняла группе людей, что, если похолодает, то система, питающая дом горячей водой, может не выдержать нагрузки. В это время в овале бурно происходило обсуждение: люди спорили друг с другом, кто-то кричал, кто-то говорил тихо, как бы для себя, другие слушали и смиренно молчали. Г взял планшет в руки и включил диктофон, чтобы вести протокол встречи.
- Уважаемые собственники! Мы здесь собрались, чтобы обсудить важный для вашего дома вопрос проведения капитального ремонта, - громко начал говорить тот высокий мужчина слева от Г. – Давайте не будем кричать, давайте конструктивно обсудим те вопросы, которые у вас есть к нам!
- Давайте обсудим, давайте! – закричала молодая женщина. – Только вы для начала объясните, почему в моей квартире нет горячей воды? Почему я должна набирать ванну ребёнку в течение целого часа?
- Я сейчас этого момента касаться не буду, мы обсуждаем конкретный вопрос. Прошу говорить по существу, - ответил мужчина и добавил в сторону Г в полголоса: «Запиши номер квартиры и вопрос, потом разберёмся».
- А вы вообще кто? – с ехидной ухмылкой выкрикнул из толпы мужчина в чёрной кожаной куртке.
- Управляющий.
В центр овала, как на арену, вышла женщина, держа в руке какие-то бумаги. Она подняла правую руку вверх, призывая к вниманию.
- У нас, собственников, есть вопрос о цене, которую вы указали в смете и о подрядчике, который будет выполнять работы, - она взяла листы поудобнее и, подглядывая туда, продолжила:
- Мы запросили стоимость тех работ, которые вы указали, у других компаний и, вот доказательства, пришли к выводу, что вы завысили стоимость в десятки тысяч! А ведь это наши деньги! Почему вы никого не спросили из нас, когда выбирали подрядчика, и как вообще происходил выбор? У этой компании долгов немерено, у них проигранные суды, а уставный капитал – десять тысяч! Кто будет отвечать за некачественный ремонт? Может быть вы?
Толпа вокруг неё одобрительно загудела, из разных концов овала слышались возмущённые возгласы. Управляющий попытался что-то сказать, но в общем шуме его совсем не было слышно, даже Г, стоявший рядом, не мог разобрать ни слова и ручкой на краю листа выводил неровную спираль. Когда шум немного спал, управляющий воспользовался заминкой и громко начал отвечать:
- Наше предложение сейчас отвечает всем стандартам и ГОСТам, это лучшее предложение в городе в соотношении «цена-качество». Относительно выбора подрядчика – то же самое, мы его фактически выбрали за вас, да, но за работу этой компании мы будем нести гарантийные обязательства. Вы можете самостоятельно выбрать компанию, но мы не будем в таком случае нести ответственности за них, ответственность будет на вас!
- В самом деле, мы тут собрались для того, чтобы нам дали ответы, а теперь стоим и разглагольствуем, - сказал свои мысли пожилой мужчина сбоку. – Если не управляющая компания, то кто будет заниматься этим вопросом? Вы?
Он ткнул пальцем в женщину, стоявшую в центре, она отмахнулась, сказав, что у неё на это нет времени. Другая женщина поддержала его, обвинив соседей в том, что они мешают провести работы. В центр овала на смену женщине вышел молодой человек, представившийся Олегом, он попросил тишины у вновь разбушевавшейся толпы и обратился к управляющему вежливым тоном:
- Поймите, мы же не против того, чтобы провести ремонт, мы просто хотим, чтобы вы объяснили нам откуда взялась цена и кто будет выполнять работы. Мы же оплачиваем взносы, мы заинтересованы в том, чтобы наше имущество было в сохранности.
- Мужчина, я же только что всё это объяснял. Ремонт можно провести только по решению общего собрания собственников, мы начали собрание больше шести месяцев назад, за это время проголосовали... меньше тридцати процентов дома! - ответил управляющий с подсказкой Г, шепнувшего сбоку количество проголосовавших.
После собрания Г догнал отошедшего в сторону управляющего. За из спинами толпа ещё не расходилась, и люди, возбужденные дискуссией, продолжали стоять на тот узком тротуаре, окружённом машинами. Уже давно стемнело, с начала встречи прошло не менее полутора часов. Дворы освещались только редкими фонарями на козырьках подъездов, и Г вглядываясь в темноту пытался нащупать собачку от замка на сумке, чтобы отправить туда лист бумаги, зарисованный спиралями с обоих полей.
- Как они достали! Вечно разводят демагогию.
- Так это правда, что при наступлении холодов может произойти авария?
Управляющий посмотрел на Г свысока и хитро улыбнулся: «Конечно». Они прошли до машин на парковке в другом дворе, попутно управляющий объяснил Г, что они в действительности не знают произойдёт ли авария или нет, мол: «Течь есть, а когда рванёт - неизвестно».
- Потому и торопимся.
- Да они сами голосовать не хотят, - застонал Г. - Этот Олег и та, что выступала сегодня, - они всех остальных подговаривают не голосовать, это мне сказали несколько человек. Говорят, что можно дешевле...
- Да брехня это всё! - отмахнулся управляющий. - Я видел это предложение, там цена красивая, а по факту - «китай».
- А наши?
- А наши - Беларусь. Есть, конечно, и с Нижнего такие же, но немного дороже.
Следующий день Г потратил на подсчёт голосов по другим объектам и оформление отчета со встречи.
«Была проведена встреча с собственниками. Присутствовало двадцать пять человек, от управляющей компании присутствовали...» - скопировал Г с прошлого отчёта и там, где в адресе дома была четвёрка, он допечатал сбоку единицу, чтобы получилось «41». Также ему удалось дозвониться до собственника с другого дома, который сказал, что сможет проголосовать, но нужно доехать до его дома.
Г взял документы и вызвал служебное такси. В машине он сначала увлёкся мобильным интернетом, но потом отвернулся к окну. Они проезжали новый застраивающийся микрорайон по типу того, который обслуживает его управляющая компания. Его высокие коробки в шестнадцать этажей липли друг к другу на небольшом участке земли, а между ними сновали редкие люди, как в муравейнике. За крупным перекрёстком находились старые микрорайоны, сданные ещё в советское время. Г смотрел на них из машины, проносящейся мимо по магистральной дороге вдоль реки, и представлял как выглядят они с высоты. Серые ровные квадраты. Доехав до центра, он увидел в окне красивые дома главного проспекта города. Их начали ремонтировать по программе капитального ремонта в этом году, но делали это не те люди, что строили: цвета были откровенно странными и неловкими, кровля застилалась дешёвым профнастилом, а на фасадах каменные балконы с красивыми балясинами варварски сбивались тяжёлыми кувалдами. Такой странный «ремонт» происходил из-за того, что один из балконов ранее обвалился. И теперь на их месте были ровные отштукатуренные и выкрашенные стены с дверными проёмами, которые выходили в пустоту.
Когда Г добрался до места, он впервые увидел дом, где уже давно идёт собрание по вопросу проведения капитального ремонта. Относительно новый дом уныло возвышался над улицей облупившимися стенами. Его первые два этажа были облеплены яркими вывесками разных стилей и содержаний, тротуар опоясывавший дом был разбит и местами проваливался. Г быстро добежал до подъезда и набрал нужную квартиру. Мужчина, ответивший по домофону, пригласил его подняться на последний этаж. Проехав на лифте, Г вышел на площадку и увидел приоткрытую дверь. Он постучался и робко зашёл. Из дальней комнаты вышел мужчина в домашней одежде с ведром полным воды и приблизился к Г.
- Здравствуйте, я с управляющей компании. Вы ранее говорили, что можете проголосовать за проведение капитального ремонта.
- Да, было дело, - выдохнул мужчина, поставив ведро на пол. - Вы сможете мне подсказать кое-что?
- Да, разумеется, - кивнул Г, передавая бланки для голосования.
- Какие работы будут выполняться? Откуда будет финансироваться ремонт и кто будет подрядчиком?
Г переступил с ноги на ногу и снял с головы шапку.
- У вас планируется заменить теплообменник по горячей воде, он сейчас находится в критическом состоянии. При понижении температуры воздуха может произойти авария с отключение горячего водоснабжения. Работы будут финансироваться сначала собственниками, а потом вам не будут производиться начисления в течение нескольких месяцев. Подрядчиком будет организация обслуживающая ваш дом.
- Та же организация, что проводила ремонт крыши, когда мы собирали деньги?
- Да, всё верно.
Мужчина держал бумаги и, казалось, просто смотрел них, потом вдруг предложил Г: «Можете пройти?»
- Зачем, - поинтересовался Г.
- Показать хочу вашу работу.
Г разулся и прошёл за мужчиной, глянув на ведро с водой, покрывшейся белой плёнкой. В комнате рядом с диваном на полу была расстелена плотная плёнка, на которой стояло ведро и широкий таз. Потолок комнаты над плёнкой был весь в больший жёлтых пятнах с кривыми разводами. Мужчина, стоявший сзади, положил бумаги на стол и вышел в коридор. Г смотрел на полоток, на капающую воду в ведро и слышал, как со стороны коридора в ванной выливалась вода. Мужчина вернулся в комнату, поставил пустое ведро рядом с диваном и сел за стол, чтобы заполнить бумаги.
- Нравится? И так каждый раз, - пояснил он, вписывая своё имя в бланк. - Мы отдали деньги за то, чтобы наша управляющая компания сделала как положено. Вот результат.
- И давно? - спросил Г, оборачиваясь.
- Порядком, - буднично ответил хозяин квартиры. - Проверьте.
Г взял документы в руки и пролистал. Мужчина проголосовал положительно по всем вопросам, аккуратно подписав бланк в конце. Г посмотрел на него немного удивлённо.
- Не хватало остаться ещё и без горячей воды. Холодной, как видите, у меня хватает, - невесело ухмыльнулся мужчина.