Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Дом с приведениями. Сумрачный показ мод

Многие считают высокую моду чем-то несерьёзным. Но Наталья Лотарёва видит в кутюрных платьях нечто большее, чем просто красивую одежду.

Работы Натальи одновременно мистические и очень «женские». Это сочетание заставляет, не отрываясь, разглядывать детали её картин.

Недавно художница открыла в петербургской Лавке художника свою персональную выставку «Дом с привидениями», а редакция журнала — ИМЕННО. расспросила девушку о её творческом пути.

Мысленно примеряла платья на себя Елизавета Подкосова

Фотографии из личного архива Натальи

https://vk.com/gra_natt

Вы учились в Академии художеств. Как выбирали профессию? Стоит или не стоит творческим людям идти в вуз?

Я пошла в художественную школу довольно поздно, в 12 лет. Мне повезло с педагогом, она зажгла нас. Наша группа была очень сильной, мы все поступили в художественные вузы. Я окончила художественное училище в Екатеринбурге и приехала сюда. Поступила в Академию (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина — прим. ред.) на факультет графики со второго раза. Путь был достаточно длинным.

Я ни разу не пожалела, что училась в Академии. Конечно, было тяжело. Бывает, тебя ломают, и ты не всегда понимаешь, чего от тебя хотят. У каждого преподавателя своё видение, и оно может расходиться с твоим. Но общую какую-то эстетику, культуру и понимание, что хорошо, а что плохо, Академия, конечно же, даёт.

Почему название выставки — «Дом с привидениями»?

Над названием я долго думала. Хотела назвать «Кукольный дом», как пьеса Ибсена. Но всё-таки, это призраки.

-2

-3

Как долго вы работали над проектом?

Три года назад была написана первая работа. Она очень значимая для меня, поскольку с неё всё началось. Началось понимание того, что я хочу делать как художник. За эти три года изменились и я, и моё видение проекта, поэтому стены (в галерее, где проходит выставка — прим. ред.) довольно разные. Здесь есть акварель, с которой всё началось, и темпера (краски на основе сухих порошковых пигментов — прим. ред.) последнего, 2019 года. Они, возможно, не совсем коррелируются друг с другом. Но для меня они абсолютно органичны вместе.

У художников есть специальные правила по сочетанию работ в разных техниках?

Нет, особенных правил тут нет, можно всё сочетать. И масло, и акварель, и темперу. Главное, чтобы друг с другом все смотрелось. Чтобы одно не мешало другому. Я боялась именно того, что, как мне казалось, мои работы были немного разные — акварели реалистичные, а холсты более декоративные. Но всё смотрелось засчёт того, что и там, и там была мелкая узорчатая детализация.

-4

-5

Это ваша первая персональная выставка. Насколько трудно художнику организовать выставку и как это происходит?

Сложность была в том, что дома я не видела все работы в ряд и не знала, как будут вместе смотреться акварель и акрил. Я боялась, что приеду на площадку, всё это разгружу, а картины не будут сочетаться.

-6

-7

А с поиском помещения и оформлением были трудности?

На Лавку Художника я очень долго смотрела. Мне всегда хотелось здесь выставиться. Площадка очень уютная, расположена в центре города, и выставки здесь проходят с 1908 года.

Моя подруга-однокурсница познакомила меня с управляющей. Ей мой проект понравился. Так я оказалась здесь. Чтобы выставиться где-то, твой проект должен понравиться кураторам или отвечать концепции конкретной галереи.

Очень много технических моментов взяли на себя управляющая и кураторы. За это я им очень благодарна.

Организовали всё очень быстро. Я пришла в Лавку Художника за два дня до открытия выставки. Я была вся на нервах, и мне было всё равно на оформление выставки: думала, развесим картины, и всё.

Но кураторы меня так зажгли, вторую жизнь вдохнули в меня, можно сказать. Я позвонила девочкам из студии декора «Листва», мы дружим давно, работаем вместе. Они очень помогли мне с оформлением: нашли реквизит, который создавал выставке настроение. И за два дня мы всё успели.

-8

Чем вдохновляетесь?

Модой, красотой, интересными фотосессиями. Картины отвечают на этот вопрос отчасти. Здесь есть необычная архитектура Петербурга (лоджии Рафаэля, особняк Брусницына), классические обои Уильяма Морриса, английского художника и родоначальника дизайна, работавшего в конце 19 века.

Это всё хорошие, эстетские вещи. Я очень не люблю в искусстве, когда, приходя на выставку, ты видишь безобразное. Зачем это тащить в искусство, для меня не понятно. Этого полно в жизни. У меня возможно всё такое женское, девчачье, но это я.

-9
-10
-11
-12

Есть какие-то любимые дизайнеры, которые прослеживаются в выставке?

Все эти картины вдохновлены домом Valentino, периодом, когда креативными директорами модного дома были Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли в тандеме. Это кутюрные платья разных лет, коллекция «Африка» весна-лето 2016 года, коллекция, посвящённая Шекспиру, 2015 года. Сейчас девушка ушла из Valentino, и ДНК дома абсолютно изменилось. Мария теперь работает в Dior, и это заметно. Поэтому, возможно, новая серия будет вдохновлена платьями Dior.

-13
-14
-15

Вы также занимаетесь каллиграфией. Есть ли какие-то элементы, которые можно проследить в картинах?

У меня была работа, которую я хотела вставить в серию. У Вертинского есть одна очень страшная песня про платье. Называется «Бал Господень». Там описывается жизнь девушки в провинциальном городе. Она заказывает из Парижа туалет, и за всю жизнь у неё не находится повода его надеть. В итоге в этом платье её везут на собственные похороны. Когда я слушала эту песню, у меня слёзы градом катились. Я написала каллиграфией этот текст, нарисовала фигуру в чёрном платье, думала, эта работа пойдёт в серию. Но не хочется разводить литературу, однозначность. В других работах однозначности всё-таки нет, пусть зритель отвечает сам на свои вопросы.

-16

У меня как раз, как у зрителя, возник вопрос о картине «1917». Название говорящее, но всё-таки расскажите её историю.

Это единственная работа не про Valentino. Здесь изображено историческое платье 1913 года. Работа написана в годовщину 100-летия революции, в 2017. Это платье осталось висеть на стене в комнате одного из особняков Петербурга после, наверняка, трагичных событий. Что с хозяйкой платья, мы не знаем. Умершая птичка со свернутой шеей — символ того, что для хозяйки платья беззаботная жизнь закончилась, и началась другая, трагичная и кровавая страница истории.

-17

Какую философию закладывали в серию?

Посыл о том, что ничто в жизни не вечно на примере платьев. Ведущие дома моды выпускают по шесть коллекций в год, мы даже не успеваем полюбоваться ими, прожить каждую. Мы купим платье, а через два месяца оно будет неактуально. Наша жизнь настолько мимолётна, что мы не успеваем ей наслаждаться.

А вот с животными, на которых надеты платья, всё просто. Это, скорее, декоративный образ. Что-то к платью. Каких-то метафор нет.

-18
-19
-20
-21

Знаю, что вы занимались иллюстрацией книг. В чём специфика такой работы? Читают ли иллюстраторы книги, прежде чем рисовать?

Да, особенно повезло работать с Галиной Дядиной («Я любуюсь человеком» — прим. ред.) Издательство «ДЕТГИЗ» само ко мне обратилось, и я была рада с ним поработать. Дядина интересный поэт. Вроде как для детей, но стихи у неё с очень разными смыслами.

Конечно, нужно прочитать текст, прожить его. Конкретно с этой книгой было легко. Она попала в меня, я в неё. Иногда бывают сложности, когда тебя могут редакторы заворачивать: у них своё видение текста, у тебя своё. А тут у меня принимали практически всё сразу.

Как зарабатывают художники? Насколько сложно продать картину, и готовы ли вы их продавать?

Да, я готова продать, у меня висят ценники. Думаю, каждому художнику хочется жить именно продажей своего творчества, а не работой на заказ.

Тема нашего номера — открытость/закрытость. Есть стереотип, что художники это такие странные закрытые люди, немного не от мира сего. Это про вас? Вы вращаетесь в этой среде, насколько правдив этот стереотип?

Да, я закрытый человек. Но все художники разные. Есть персоны очень активные и яркие.

В среде художников есть конкуренция? Или каждый работает в своём стиле и на свою аудиторию, и атмосфера более дружеская?

Всё зависит от людей. Я пытаюсь учиться у коллег. Когда я вижу, что у коллег активная профессиональная жизнь, это меня зажигает. Нет зависти. Наоборот, ты смотришь и видишь, что всё реально и просто, надо делать своё дело с любовью.

-22
-23
-24
-25
-26

Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь.