Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

10 названий классических книг, которые условно можно назвать кликбейтом

Оглавление

Слово «кликбейт» знакомо сейчас многим, а уж авторам Яндекс Дзена – тем более.

Кликбейтом называют контент (фото, видео, текст – заголовок, аннотация и сама статья), которые оформлены так интригующе и сенсационно, чтобы заставить как можно больше пользователей кликнуть по статье или выполнить еще какие-то действия, которые принесут доход хозяину странички.

Для этого в ход может идти всё, например нарочитые противоречия, намеренные ошибки, слишком яркие эпитеты, многозначительные глобальные выражения, обещания легкой наживы или другого слишком быстрого результата…

Изображение с сайта kinomania.
Изображение с сайта kinomania.

Чтобы было понятнее, под каким соусом подается этот самый кликбейт, можете открыть анонсы новостей официальных сайтов. Эти анонсы просто-таки полны кликбейта.

Несмотря на то что словцо довольно новое, собственно явление кликбейта знакомо давно, прямо скажем – веками. Пожалуй, пионерами этого явления условно можно считать древних греков. Например, Платона с его диалогом «Послезаконие» или Аристотеля с его трудом «О возникновении и уничтожении».

Давайте перечислим 10 интересных примеров названий классических книг, которые можно назвать кликбейтными.

1. «Много шума из ничего» В. Шекспира

Название может быть признано кликбейтом:

в целом, так как очень абстрактно говорит о слишком большом процессе, при этом явно нагоняя интригу;

конкретно для современников Шекспира. Ведь на жаргоне его эпохи словом nothing (по-английски название звучит так: Much Ado About Nothing) называли женские части тела, о которых обычно не принято говорить прилюдно.

2. «Сильна как смерть» Ги де Мопассана

Сам Мопассан хотел показать в книге отчаяние человека. Красивая светская львица и художник давно любят друг друга. Но со временем появляется испытание для их любви. Выдержат ли они его?

Видимо, писатель не захотел описывать сюжет в слишком длинном названии. И не хотел давать кратенький заголовок книге, как многие его современники, которые в название выносили имя главного героя.

Поэтому он решил читателя шокировать – сразу, без промаха, начиная с заголовка

3. «Страшная рука» Н. В. Гоголя

Николай Васильевич и вообще любил интриговать, и в данном случае страху нагнал. И ведь, исходя из названия книги, вообще не ясно: о чем она??

Между прочим, его же «Мертвые души» тоже под вопросом…

4. «Как гуси Рим спасли» Л. Н. Толстого

Да, гуси в той истории присутствовали. Но если мы считаем их такими важными для спасения целого города, столицы огромной империи, то мы перебарщиваем.

Есть у патриарха российской классики и другие кликбейтные работы, например «Разрушение ада и восстановление его» или «Бог правду видит, да не скоро скажет».

5. «Будущее одной иллюзии» З. Фрейда

Патриарх психоанализа написал эту работу уже в конце своей творческой деятельности. И, похоже, его стремление к эффектным заявлениям приняло здесь особо очевидную форму.

Вот можете вы примерно предположить, о чем пойдет речь в этой книге? О политике, о культуре… о кулинарных рецептах… об обустройстве спортивной секции в соседнем районе… о снижении налогов..?

6. «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь» А. П. Чехова

Мало того, что Антон Павлович в этом заголовке туману нагнал, так он еще и обыграл название известной восточной книги для пущего эффекту.

Безусловно, сейчас, зная о начальном периоде творчества Чехова, мы можем предположить, что эта книга – художественно-юмористическая. Но современники, для которых изначально писал Антон Палыч, ни о каких периодах не знали. И рассчитанный на них заголовок был точно кликбейтным.

7. «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида

Конечно, можно объяснить, что автор, действительно, описывал мировую революцию, которая меняла старые устои общества. И можно добавить, что Рид писал книгу в аккурат в те революционные времена о событиях Октября 1917 г. в России, свидетелем которых он был лично.

Но слова «потрясли» и «мир» уже говорят о глобальном, о преувеличении. А уж, будучи объединенными друг с другом, и тем более создают шумиху.

8. «Продавец воздуха» А. Беляева

И эта книга, и большинство фантастических книг в целом могут быть названы кликбейтом. Ведь они говорят о том, чего нет, а в силу этого используют эмоциональные, яркие эпитеты, интригуют и побуждают к покупке таких книг.

9. «Таинственный противник» А. Кристи

Этот заголовок – 1 из многих. В целом и книги Агаты Кристи, и вообще детективы как жанр просто напичканы кликбейтом.

Вот вам еще несколько кликбейтных названий от королевы детектива: «Тайна «Голубого поезда»», «С помощью зеркал», «Одним пальцем», «Гончая смерти» (кстати, а уж сколько в подобных заголовках трагического контента, за который тоже можно было бы забанить!..).

10. «Тьма египетская» М. А. Булгакова

В рассказе под тьмой подразумевается отсутствие электричества. Это если буквально. В целом же заголовок имеет отсылку к библейским эпитетам – ярким, впечатляющим…

Кстати, помимо книг, много кликбейтных названий и в классическом кино. Например, комедия 1963 г. С. Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Да за одно только повторение слова «безумный» можно забанить! )) А слово «мир» также подразумевает раздутость смыслов. Словом, куда ни кинь – всюду клин кликбейт. И как ему только за этот фильм «Оскар» дали и на «Золотой глобус» его номинировали?