Привет! Меня зовут Айгуль, мне 29 лет, и не так давно я задумалась над вопросом: что дало мне мое образование?
Школа и университет (институт/колледж) были в жизни почти каждого жителя нашей страны, кто-то вспоминает это время с благодарность, кто-то с негодованием, но общее среди всего этого одно: мы вспоминаем. А я еще и думаю, действительно ли оно мне было нужно?
Какие предметы из школьной программы вы помните? А знания каких предметов до сих пор живы? А какими на самом деле пользуетесь? Давайте по порядку. Вот такие мои личные рассуждения, наверно, похожие на мнение большинства, хотя, может и нет)
Математика. Ну куда же без нее? По-моему, это одна из основных дисциплин, которая нужна. Чтобы знать, сколько грамм чего-нибудь сыпать при готовке на четверых, чтобы нас не обманули в магазине, чтобы знать, проживем ли мы на свою зарплату. Правда, это скорее об элементарной математике. Алгебра как-то не особо пригождается. Да и кстати, знаю людей, которые не пользуются таблицей умножения, как они выживают - я без понятия.
Русский язык. А вас напрягает элементарная неграмотность людей, с которыми вы общаетесь? Меня - да. Когда из-за ошибок невозможно понять, о чем вообще идет речь. Язык ведь для понимания друг друга придумали? Несмотря на наличие невербальных коммуникаций. Да, я частенько ошибаюсь сама, однако стараюсь сводить это к минимуму.
Литература. А вот она поможет вас не просто понять, а еще и хорошо воспринять. Богатство речи, насыщение ее образами и оборотами, умение в принципе сформировать предложение... Личная статистика: люди, не любящие литературу, малочитающие с трудом могут связать два слова, и слушать их - то еще удовольствие.
История. Я плохо знаю историю, очень поверхностно ориентируюсь в датах, но общие знания о периодах остались, приблизительные изменения помню, в общем о развитии человечества рассказать могу. Считаю, что это необходимо, чтобы иметь представление о том, что происходит в мире.
География. В принципе тоже что с историей. Я абсолютно не осведомлена, где находятся никелевые руды, а где медные, но знать, в каком направлении США, а в каком Индия - необходимо.
Химия. Что получится, если смешать соду и уксус? Отличается ли пищевая сода от кальцинированной? Что такое глутамат натрия? Хорошо бы знать? Хорошо... Бытовуха, как-никак.
Физика. О ней я, честно говоря, вообще долго не задумывалась, пока не поняла, что пользуюсь постоянно. Это даже сложно объяснить. Кипение чайника, приготовление пищи, отсыревание (отсырение?) каких-то сыпучих продуктов... Мы пользуемся физикой, когда думаем, сколько товара загрузить в пакет (и подойдет ли его площадь, хотя это, наверно, уже геометрия), как направить свет на то, что нам нужно, насколько подточить коньки, чтобы лучше скользили, как быстро ожидать осадков при виде облаков и т.д. Вокруг нас все физика, хотя о таких явлениях мы не особо задумываемся, просто пользуемся. Дети будут спрашивать только в возрасте почемучек)
Биология. Ну надо же знать откуда мы появились в животе у мамы. И как заживают раны. И почему кошка непохожа на собаку. И для чего растения надо поливать...
Трудовое воспитание (как уроки называются официально - вообще не помню). Заштопать дырку, сварить суп, сделать коробку для хранения... И снова быт во всей красе. Хотя опять же огромное количество людей не умеет делать элементарных вещей для своего комфорта.
Информатика. Это я даже комментировать не буду. Век-то информационный.
А еще есть предметы: рисование, музыка, ОБЖ, физкультура, обществознание. И еще куча разных похожих и не очень.
По итогу, все это было, и было нужно. И даже не столько для того, чтобы остались знания, хоть они и тоже важны, сколько с позиции общего развития мозга и возможностей человека. Как бы прискорбно не звучало, но между людьми, которые закончили 3 класса, и людьми, которые получили полную программу, огромная разница. Конечно, можно было отсидеть 11 лет в школе и выйти оттуда дуб дубом. Но я говорю про ситуацию обычную, когда все-таки учеба пошла на пользу.
Еще больше разница между теми, кто учился только в школе, и теми, кто закончил университет. Да, наличие высшего образования не показатель воспитанности и ума. Но пока я чувствую эту разницу, хоть и уверена, что вышка не дала мне абсолютно никаких преимуществ, кроме надписи в резюме. Сейчас, спустя почти 6 лет после получения диплома (который состоял из университетских знаний на 30 % максимум, и те не пригодились), я думаю, что проще было закончить необходимые курсы, чем тратить 5 лет ( а в моем случае 6) на то, что не имеет ничего общего с реальной работой. Университет нужен скорее для поощрения инфантильности молодых людей, оттягивания срока наступления взрослой жизни. Это ведь так приятно: нести ответственность только за свои оценки и хороший вид перед преподавателями. Конечно, здесь я не говорю о профессии врача или технического инженера. Это скорее о всех наших менеджерах, юристах, экономистах и т.д. И уже сейчас большинство знаний либо бесполезны, либо должны даваться в более сжатом виде.
Что мне нравится в нынешнем времени, так это то, что сейчас стирается грань между людьми с высшим образованием и без. Потому что те, кто не отсиживал за партами, сейчас могут достичь иногда даже больших результатов. Настоящее поколение прекрасно понимает ценность образования, и только найдя ее, поступает в ВУЗ. А кто находит себя в чем-то другом, занимается этим чем-то другим. Информации вокруг в разы больше, чем было в моем детстве, а уж тем более в детстве моих родителей. И моя племянница в 15 лет уже думает над многими вопросами вполне логично и решает их самостоятельно, тогда как я пришла к ним только недавно. Это ли не чудо эволюции???
Вот только вопрос на засыпку: а система образования будет ли изменяться и подстраиваться под новые условия?
Спасибо за внимание к моему мнению. Если есть желание подискутировать или рассказать о своем опыте, прошу, комментарии открыты)