Всем доброго дня! Сегодня пройдёмся по остаткам Люберецкого завода сельскохозяйственных машин имени Ухтомского или просто "Завод им. Ухтомского". История этого завода началась в конце 19 века, когда немецкий предприниматель Карл Вейхельт купил более 15 гектар земли в Люберцах и начал строительство завода по выпуску паровых машин. В ходе строительства грянул промышленный кризис и Вейхельт разорился и продал в 1901 году завод американцу Томасу Пурдэ. И уже 1902 году состоялось открытие завода "Нью-Йорк" по выпуску тормозных механизмов для вагонов. В 1910 году Пурдэ не выдержав конкуренции разорился, а завод снова был продан. Покупателем выступила "Международная компания жатвенных машин в России". И с этих пор завод начал выпускать сельскохозяйственные машины.
После революции 1917 года завод всё ещё принадлежал американцам, но производство постепенно сворачивалось и в 1924 году завод был национализирован. А спустя всего несколько месяцев ему было присвоено название «Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В. Ухтомского». Сам Алексей Владимирович Ухтомский никакого отношения к сельхозтехнике не имел, а был машинистом и активным участником восстания 1905 года за что и был расстрелян. Именем Ухтомского назван не только завод, но и улица в Москве, а платформа Подосинки была переименована в Ухтомскую. Долгое время существовал Ухтомский район, теперь он Люберецкий. Городская газета называлась "Ухтомский пролетарий", затем "Ухтомский рабочий",а потом "Люберецкая правда". Его именем был назван самолёт, ходила электричка, был снят фильм "Машинист Ухтомский". О нем написаны стихотворения, поэмы, повести, драматические произведения.
С пуском завода стало расти население Люберец и в 1925 году село получило статус города. В 1934 году в Люберцы вошли Панки, Подосинки и дачный поселок Михельсон, а в 1939 году в Люберцах проживало уже больше 45 тысяч человек.
Во время войны завод выпускал корпуса для мин и выполнял другие военные заказы. Десятки тысяч люберчан ушли на фронт, оставшиеся работали за двоих и часто это были женщины и дети. За героический труд, завод Ухтомского был награжден орденами Ленина и Трудового красного Знамени. Часть предприятия была эвакуирована на восток. На базе завода были созданы такие дочерние предприятия, как Красноярский комбайный завод.
В послевоенные годы завод освоил производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству, а также и в другие страны. Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза.
В 70-80-х годах прошла реконструкция предприятия. На месте старых цехов появились новые. Для производства самоходных косилок были построены дополнительные специализированные цеха, по площади они занимали 20000 кв.м. В процессе реконструкции заводу отошла территория на которой находились жилые дома. И 138 семей были переселены в новостройки на улице Попова. Эта улица тоже связана с заводом и носит имя одного из его директоров.
Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера. В 1972 году при непосредственном участии института НИИТРАКТОРСЕЛЬХОЗМАШ внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка.
Завод был крупным градообразующим предприятием в Люберцах – много строил, был самым большим обладателем жилищного фонда, имел "дом техники", "дворец культуры", больницу, профилакторий, стадион, пионерлагерь, детские сады и др. В 1949-1951 гг. здесь проходил производственную практику первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище.
С наступлением "перестройки" завод был практически уничтожен. В 80-е годы был огромный спрос на сельхозтехнику, а денежная реформа и инфляция 90-х обескровила колхозы и совхозы, которые вскоре и исчезли, а "Завод им. Ухтомского" остался без заказчиков.
Огромная махина, проработавшая как единое целое почти век, в одночасье разбилось на ТОО, ЗАО и множество мелких фирмочек. Завод ещё пытался выживать, но многие квалифицированные кадры уже уволились и работали кто где мог устроиться.
Но история завода на этом ещё не закончилась. В 2000 году приобретя контрольный пакет акций завод снова стал принадлежать иностранцам. И по истечению срока аренды всех рабочих "попросили за ворота", а оборудование было демонтировано и продано на металлолом. Завод, названный в честь революционера, оказывается, имел и своих борцов. Главный бухгалтер Вера Тихоновна Агаркова начала борьбу за право работать на родном заводе. Но многочисленные просьбы, обращения, наконец, пикеты, в итоге, ни к чему не привели. Двери «Завода им. Ухтомского», а вернее того, что от него осталось так и не открылись.
Тогда-то и пришла идея возродить завод в другом месте. И с 2003 года производство сельскохозяйственных машин «переехало» на территорию завода «Пластмасс».
В период с 1995 по 2005 гг. завод был полностью заброшен, все цеха и здания оказались бесхозными. Только к 2006 году цеха начинали приобретать владельцев: сносились неиспользуемые здания, другие сразу же были переоборудованы под складские помещения.
В сентябре 2012 по решению городской администрации были демонтированы ворота, которыми коммерсанты незаконно перекрыли въезд на завод (в частном владении находятся здания, а земля принадлежит городу). С этого момента вход и въезд на территорию свободные. Новый сквозной проезд получил название ул. 65-летия Победы, хотя дорожное покрытие находится в ужасном состоянии.
В настоящее время на территории бывшего завода и в его административном здании работают многочисленные частные бизнес-конторы, занимающиеся разными видами торговой и посреднической деятельности, и никаких планов по восстановлению основного направления деятельности предприятия у его нынешних владельцев не существует.
Что будет с этой территорией и как она будет развиваться - посмотрим в ближайшем будущем. На этом сегодня всё, до новых встреч!
©Sonictoo 2020