Найти в Дзене
Sarabi_khv

Рецензия на киноленту "Зелёная книга"(2018)

«Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.» (Мартин Лютер Кинг)
«Мало одного таланта, нужна смелость, чтобы изменить людей». (к/ф «Зелёная книга»)

Прошло более пятидесяти лет с того момента, когда Мартин Лютер Кинг во время марша на Вашингтон поведал людям о своей мечте — равных гражданских правах для чернокожих и белокожих жителей Америки. Великий человек, миротворец, отдавший за свою мечту жизнь. Он считал, что если отвечать насилием на насилие, то обоюдная ненависть только многократно преумножается. Такого же взгляда придерживается и главный герой киноленты «Зелёная книга» доктор Ширли, считая, что победить можно только сохранив достоинство. В фильме три основных темы, плавно перетекающие друг в друга, тесно связанные между собой — сегрегация, музыка, дружба.

-2

Виртуозный чернокожий пианист, исполняющий классику, отправляется в смелое и опасное музыкальное турне по Южным штатам, где вплоть до середины 60-х действовали «законы Джима Кроу», ущемляющие темнокожее население. Это стало его вкладом в борьбу за гражданские права своего народа и проверкой себя на прочность. «Зеленая книга» достаточно ярко иллюстрирует весь уровень абсурдности дискриминации по цвету кожи. Белая богема заскорузлого американского Юга с удовольствием внимает исполнению черного музыканта, жмет ему руку, но не желает разделить с ним уборную и ужин в ресторане. Но эти непреодолимые границы стирает музыка, которой чужды расовые предрассудки. Витая в воздухе, она создаёт невидимый мост между людьми. Вообще, трудно переоценить вклад афроамериканцев в историю музыки, ведь рок вырос из «чёрных» джаза и блюза. Аккуратная белая американская молодёжь обожала ритмы пионеров рок-н-ролла Чака Берри и Литтл Ричарда. Саундтрек к фильму вышел совершенно великолепный, подчёркивающий дух времени.

-3

Дона Ширли (Махершала Али) в гастрольной поездке сопровождает Тони «Болтун» Валлелонга — итальянский парень из народа, любящий хорошо поесть, умеющий в нужный момент применить харизму и/или кулаки. Располневший Арагорн Вигго Мортенсен изумительно сыграл эту роль. Фильм построен на становлении взаимоотношений между персонажами, на контрасте между их личностями. По сюжету сдержанный, интеллигентный, утончённый и немного высокомерный Ширли живёт, утопая в роскоши, над концертным залом Карнеги Холл. Но счастье за деньги не купить и шикарные апартаменты служат золотой клеткой для его одиночества. А вот у неграмотного, неряшливого, совершенно простого Тони есть большая громкая итальянская семья, живущая незамысловатой, но совершенно счастливой жизнью. Герои абсолютно разные люди, но сильные духом и обаятельные донельзя. Казалось бы, им никогда не понять друг друга и не найти точек соприкосновения. Но весь фильм мы с интересом наблюдаем, как из отношений формата «работодатель — подчинённый» рождается крепкая дружба. Невероятный взаимообмен, в котором Тони избавляется от расовых предрассудков, а Дон постепенно освобождается от сковывающих его рамок. Эта атмосфера, эта теплота, которая рождается в сердце при просмотре, уже возникала у меня благодаря французскому фильму «1+1». Тоже история о людях из разных слоёв общества, которых свёл счастливый случай и помог взглянуть на мир по-новому.

-4

«Зелёная книга» пронизана искромётным юмором — ненавязчивые шутки, комические ситуации заставляют смеяться в голос. Но в следующем кадре уже происходит нечто, что вышибает слезу, вызывает негодование или возмущение. Весь фильм будто на качелях — вверх, вниз, и так до самых финальных титров. Это не даёт оторвать глаз от экрана, благодаря смене эмоций фильм пролетает в один миг. Но куда же без ложки дёгтя в бочке мёда. Совершенно лишней и неуместной мне показалась сцена, обличающая ориентацию главного героя, которая никак не повлияла ни на раскрытие его характера, ни на сюжетную составляющую. Для пущей толерантности.

-5

Кинолента была снята на основе реальных событий по инициативе сына Тони Ника Валлелонги. И родственники Дона Ширли фильм не оценили из-за того, что Ник во многом исказил правду. В первую очередь они возмутились тем, что Дон в фильме не ощущает себя частью темнокожего сообщества, хотя музыкант дружил с активистами движения за гражданские права и общался с Мартином Лютером Кингом. Так же у Дона было три брата, с которыми он поддерживал крепкие близкие отношения. Никакого одиночества. Более того, никакой дружбы с Тони и в помине не было — чисто деловое сотрудничество. Племянники музыканта разделяют мнение критиков о том, что картина была снята белыми для белых. Не смотря на эти вопиющие, казалось бы, неточности, фильм замечательный и душевный. Не стоит зацикливаться на достоверности соответствия вымышленных персонажей их историческим прототипам.

Дон Ширли
Дон Ширли
"У черных есть чувство ритма,
У белых — чувство вины"
(БГ)

Сегрегация стала чёрным пятном в истории США, которое теперь всеми силами пытаются замыть, доводя политкорректность до абсурда, масштаб которого русский человек может легко оценить благодаря кинематографу. Приведу в пример мою большую боль и печаль — экранизацию «Тёмной башни» по роману Стивена Кинга. Здесь главный герой вдруг стал афроамериканцем, хотя по книге Роланд — потомок короля Артура. Надеюсь, когда-нибудь всё придёт к равновесию. Душа не имеет национальности, и мы не можем выбрать тело, в котором нам суждено родиться. «Зелёная книга» учит нас тому, что не имеет значения какого цвета твоя кожа, внутри каждого из нас отбивает свой ритм сердце и каждый из нас имеет право на свободу, уважение, любовь и счастье.