«Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.» (Мартин Лютер Кинг)
«Мало одного таланта, нужна смелость, чтобы изменить людей». (к/ф «Зелёная книга»)
Прошло более пятидесяти лет с того момента, когда Мартин Лютер Кинг во время марша на Вашингтон поведал людям о своей мечте — равных гражданских правах для чернокожих и белокожих жителей Америки. Великий человек, миротворец, отдавший за свою мечту жизнь. Он считал, что если отвечать насилием на насилие, то обоюдная ненависть только многократно преумножается. Такого же взгляда придерживается и главный герой киноленты «Зелёная книга» доктор Ширли, считая, что победить можно только сохранив достоинство. В фильме три основных темы, плавно перетекающие друг в друга, тесно связанные между собой — сегрегация, музыка, дружба.
Виртуозный чернокожий пианист, исполняющий классику, отправляется в смелое и опасное музыкальное турне по Южным штатам, где вплоть до середины 60-х действовали «законы Джима Кроу», ущемляющие темнокожее население. Это стало его вкладом в борьбу за гражданские права своего народа и проверкой себя на прочность. «Зеленая книга» достаточно ярко иллюстрирует весь уровень абсурдности дискриминации по цвету кожи. Белая богема заскорузлого американского Юга с удовольствием внимает исполнению черного музыканта, жмет ему руку, но не желает разделить с ним уборную и ужин в ресторане. Но эти непреодолимые границы стирает музыка, которой чужды расовые предрассудки. Витая в воздухе, она создаёт невидимый мост между людьми. Вообще, трудно переоценить вклад афроамериканцев в историю музыки, ведь рок вырос из «чёрных» джаза и блюза. Аккуратная белая американская молодёжь обожала ритмы пионеров рок-н-ролла Чака Берри и Литтл Ричарда. Саундтрек к фильму вышел совершенно великолепный, подчёркивающий дух времени.
Дона Ширли (Махершала Али) в гастрольной поездке сопровождает Тони «Болтун» Валлелонга — итальянский парень из народа, любящий хорошо поесть, умеющий в нужный момент применить харизму и/или кулаки. Располневший Арагорн Вигго Мортенсен изумительно сыграл эту роль. Фильм построен на становлении взаимоотношений между персонажами, на контрасте между их личностями. По сюжету сдержанный, интеллигентный, утончённый и немного высокомерный Ширли живёт, утопая в роскоши, над концертным залом Карнеги Холл. Но счастье за деньги не купить и шикарные апартаменты служат золотой клеткой для его одиночества. А вот у неграмотного, неряшливого, совершенно простого Тони есть большая громкая итальянская семья, живущая незамысловатой, но совершенно счастливой жизнью. Герои абсолютно разные люди, но сильные духом и обаятельные донельзя. Казалось бы, им никогда не понять друг друга и не найти точек соприкосновения. Но весь фильм мы с интересом наблюдаем, как из отношений формата «работодатель — подчинённый» рождается крепкая дружба. Невероятный взаимообмен, в котором Тони избавляется от расовых предрассудков, а Дон постепенно освобождается от сковывающих его рамок. Эта атмосфера, эта теплота, которая рождается в сердце при просмотре, уже возникала у меня благодаря французскому фильму «1+1». Тоже история о людях из разных слоёв общества, которых свёл счастливый случай и помог взглянуть на мир по-новому.
«Зелёная книга» пронизана искромётным юмором — ненавязчивые шутки, комические ситуации заставляют смеяться в голос. Но в следующем кадре уже происходит нечто, что вышибает слезу, вызывает негодование или возмущение. Весь фильм будто на качелях — вверх, вниз, и так до самых финальных титров. Это не даёт оторвать глаз от экрана, благодаря смене эмоций фильм пролетает в один миг. Но куда же без ложки дёгтя в бочке мёда. Совершенно лишней и неуместной мне показалась сцена, обличающая ориентацию главного героя, которая никак не повлияла ни на раскрытие его характера, ни на сюжетную составляющую. Для пущей толерантности.
Кинолента была снята на основе реальных событий по инициативе сына Тони Ника Валлелонги. И родственники Дона Ширли фильм не оценили из-за того, что Ник во многом исказил правду. В первую очередь они возмутились тем, что Дон в фильме не ощущает себя частью темнокожего сообщества, хотя музыкант дружил с активистами движения за гражданские права и общался с Мартином Лютером Кингом. Так же у Дона было три брата, с которыми он поддерживал крепкие близкие отношения. Никакого одиночества. Более того, никакой дружбы с Тони и в помине не было — чисто деловое сотрудничество. Племянники музыканта разделяют мнение критиков о том, что картина была снята белыми для белых. Не смотря на эти вопиющие, казалось бы, неточности, фильм замечательный и душевный. Не стоит зацикливаться на достоверности соответствия вымышленных персонажей их историческим прототипам.
"У черных есть чувство ритма,
У белых — чувство вины"
(БГ)
Сегрегация стала чёрным пятном в истории США, которое теперь всеми силами пытаются замыть, доводя политкорректность до абсурда, масштаб которого русский человек может легко оценить благодаря кинематографу. Приведу в пример мою большую боль и печаль — экранизацию «Тёмной башни» по роману Стивена Кинга. Здесь главный герой вдруг стал афроамериканцем, хотя по книге Роланд — потомок короля Артура. Надеюсь, когда-нибудь всё придёт к равновесию. Душа не имеет национальности, и мы не можем выбрать тело, в котором нам суждено родиться. «Зелёная книга» учит нас тому, что не имеет значения какого цвета твоя кожа, внутри каждого из нас отбивает свой ритм сердце и каждый из нас имеет право на свободу, уважение, любовь и счастье.