В советское время из бюджета страны списывались огромные деньги без всякой надежды на рентабельность и жизнеспособность проекта. Единственным условием было укрепление престижа СССР и соцлагеря. Павильон "Москва" - яркий пример таких бессмысленных трат. Это теперь он завис на ВДНХ, а строился для большой цели и высокого предназначения.
Всемирные выставки еще в 19 веке задумывались как своеобразный барометр технического прогресса. Везли на них отовсюду и, разумеется, самое лучшее и передовое. Идея превратить пространство международного смотра достижений в очередную арену для состязания двух политических систем - целиком заслуга партийно-советского руководства. Поэтому каждое такое мероприятие воспринималось им как последний бой.
В 1967 году по всем видимым признакам, главным из которых - полувековой юбилей большевистского переворота, этот бой должен был грянуть в Москве. Специально к событию готовились устроить реконструкцию ВДНХ и даже отдельных районов Москвы. Но вмешались невидимые рычаги. Выяснилось что для грандиозной показухи не так много денег, да и "валюнтаристская" хрущевская власть только-только отошла в прошлое, надо было устраивать ревизию всего советского хозяйства, включая и так называемые имиджевые проекты.
В результате в СССР выставку отменили, а новой столицей Экспо выбрали канадский Монреаль. Но от идеи дать бой врагу, хотя бы и на его территории, никто не отказывался. Оставалось только мобилизовать главное оружие - масштаб и государственный подход к делу.
Павильон "Москва" проектировали специально для всемирной выставки. Четыре этажа, увенчанных грандиозной крышей-трамплином, должны были удивить, сломить волю к сопротивлению и в конечном счете низвергнуть отживший капитализм в пропасть безнадёжного отставания. Сегодня такие слова кажутся глупостью. А тогда они были чуть ли не руководством к действию лучших архитектурных сил страны. Иначе невозможно объяснить смысл создания огромной и дорогостоящей конструкции, которой суждено было прожить 6 месяцев. Вариант её демонтажа и повторной сборки не прорабатывался коллективом авторов во главе с Владимиром Посохиным.
Там в Монреале посреди искусственного острова Нотр Дам это действительно выглядело как шоу мирового уровня. В огромном за стеклянными стенами помещении, куда прямо с улицы посетители поднимались по эскалатору, открывался целый мир эфемерного советского счастья. В нём нашлось место для Красноярской ГЭС, термоядерной установки "Токомак", доменной печи Новолипецкого металлургического комбината, космической диорамы и даже, хотя бы в виде декора, для нового сверхзвукового пассажирского самолёта, так и оставшегося мечтой. Не было только понимания, что со всем этим счастьем делать после окончания выставки. Об этом не задумывалось ни руководство, ни тем более технические исполнители.
Одна из ключевых деталей здания, стальные у-образные опоры, на которых лежала крыша, заказывались в Италии. Те же итальянцы производили монтаж сооружения. А вот в процессе возвращения объекта на родину, пришлось рассчитывать только на свои силы. И тут, как назло, сказалось не только отсутствие навыков, но и проектной документации. Она была попросту утрачена.
Из-за разгильдяйства второе рождение павильона растянулось почти на 10 лет, а выделенные на это средства превысили расходы на строительство.
Перед москвичами он предстал в несколько измененном виде. Вместо входного эскалатора - огромная лестница, вместо парящей конструкции - махина, утяжеленная дополнительными тремя этажами... Конечно же ни о каких аттракционах, которыми так восхищались посетители Экспо-1967, не было и речи .
После ввода здания в эксплуатацию с трудом находили достойное применение десяткам тысяч квадратных метров площади. Межотраслевые выставки, обозначившие основное предназначение помещения, явно не дотягивали до масштабов международного шоу. А в скором времени и они стали лишь мечтой - только торговля да изредка показы кошек.
Надо признать, в судьбе главного конкурента СССР в Монреале американского павильона-сферы архитектора Ричарда Фуллера имели место свои сложности. Металлический стержни, образующие округлый каркас не стали разбирать и возвращать в США. Огромная (72 метра в ширину, и 62 метра в высоту) инсталляция осталась на прежнем месте в качестве подарка. Но натянутая между стержнями прозрачная акриловая плёнка была уничтожена во время пожара 1976 года. Что делать с металлическим каркасом власти города не могли придумать, пока уже в начале 90-х министерство окружающей среды Канады не предложило использовать его в качестве составной части музея, посвященного экосистеме реки Святого Лаврентия.
Опыт поучительный. Вопрос только в том, насколько применим к российским реалиям. Наверняка в павильоне "Москва" очень выигрышно смотрелась бы экспозиция музея космонавтики. Но не сейчас и не завтра.
Он снова на реставрации. Только на сей раз не ради обновления, а ради оснащения его новыми функциями. На сайте ВДНХ пишут, что павильон в дальнейшем будет использоваться для "конгрессно-концертной деятельности". Престиж, говорите? Нет, такого не слышали. Теперь его карма чистая коммерция.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ АРХИСТОРИЯ СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПЕРЕПОСТАМИ!
Читайте лучшие материалы АРХИСТОРИИ: