Найти в Дзене

Трипофобия: почему нас пугают дырки и гипнотизируют прыщи?

Привет, с вами «Всё как у зверей», рубрика о том, в кого люди такие.Сегодня мы покопаемся в корнях, пожалуй, самого странного из массовых человеческих страхов, а заодно узнаем, почему нас так гипнотизируют собственные прыщи. Да и чужие тоже. Тема сегодняшней статьи — трипофобия Трипофобия — это боязнь дырок. Ну, дырочек. От греческого trýpa — небольшое отверстие. Термин появился в 2005 году, а до этого тысячи лет была ситуация, когда... жопа есть, а слова нет. Ну, собственно, официального статуса психического расстройства у трипофобии нет до сих пор. Несмотря на то, что порядка 15% населения испытывают мучительную тревогу, доходящую до панических атак, приступов удушья, головокружения и тяжелых кожных реакций при виде отверстий в биологических объектах. Особенно отверстий кластерных, то есть образующих скопления. И особенно если в этих отверстиях что-то есть. Но, конечно, далеко не все люди падают в обморок при виде трипофобных кластеров. Но практически все отмечают какую-то вот гипер
Оглавление

Привет, с вами «Всё как у зверей», рубрика о том, в кого люди такие.Сегодня мы покопаемся в корнях, пожалуй, самого странного из массовых человеческих страхов, а заодно узнаем, почему нас так гипнотизируют собственные прыщи. Да и чужие тоже.

Тема сегодняшней статьи — трипофобия

Дырки в скале
Дырки в скале

Трипофобия — это боязнь дырок. Ну, дырочек. От греческого trýpa — небольшое отверстие. Термин появился в 2005 году, а до этого тысячи лет была ситуация, когда... жопа есть, а слова нет. Ну, собственно, официального статуса психического расстройства у трипофобии нет до сих пор. Несмотря на то, что порядка 15% населения испытывают мучительную тревогу, доходящую до панических атак, приступов удушья, головокружения и тяжелых кожных реакций при виде отверстий в биологических объектах.

Соты
Соты

Особенно отверстий кластерных, то есть образующих скопления. И особенно если в этих отверстиях что-то есть.

Личинки  в кластерах
Личинки в кластерах

Но, конечно, далеко не все люди падают в обморок при виде трипофобных кластеров. Но практически все отмечают какую-то вот гипертрофированную реакцию, явно не адекватную раздражителю, такое вот тревожное гадливое любопытство. А самые смелые и честные с собой даже признаются в непреодолимом желании как-то удалить, убрать, выдавить вот это вот нечто, что скрывается в этих зловещих трипосах.

Насекомые
Насекомые

Вот что это за реакция и откуда она у нас взялась?

Как и подавляющее большинство необъяснимых человеческие бзиков, когда-то это была ценная адаптивная реакция, помогавшая нам выжить в нечеловеческих условиях дикой природы. Вот, собственно, и трипофобия, в отличие от какой-нибудь боязни числа 13, имеет благородное биологическое происхождение. И вот какая гипотеза его объясняет. Всех приматов, в том числе наших предков, ужасно донимают кожные паразиты.

Паразиты на теле
Паразиты на теле

Ну, кожа тонкая, шерсть редкая, и одно спасение — это ловкие пальцы. Поэтому всё свободное время приматы занимаются груммингом — это такое взаимное обыскивание на предмет поиска всякой накожной дряни.Как например эта дрянь.

Муха тумбу
Муха тумбу

Это муха... нет, не це-це! Это муха тумбу. Взрослая муха тумбу — обычная муха, она не пьет кровь, к людям не пристает, вообще ведет себя прилично, но... ее личинки, они могут забираться под кожу человека и других млекопитающих и там жить, вызывая так называемый тропический африканский миаз. Выглядит это как довольно большой фурункул с отверстием на вершине, через которое личинка дышит. И смотрит.

Личинки мухи
Личинки мухи

Вот совершенно так же, как в трипофобных картинках. Для того, чтобы не сократить аудиторию нашего блога до десяти железных людей, мы не будем вам показывать, как выглядит обширный накожный миаз. Но, поверьте, от его вида трипофобия начнется даже у табуретки.Эм... ну хотя нет! Всё-таки немножечко покажем.

Накожный миаз у обезьяны
Накожный миаз у обезьяны

Миазы и другие кожные инвазии ужасно портили жизнь нашим предкам. Настолько, что есть даже гипотеза, объясняющая исчезновение шерсти у людей вот, как раз, борьбой с этой напастью. Таким образом, всё поведение приматов максимально заточено на борьбу с паразитами. Вот увидел гада? Всё! Дави его немедленно, не дожидаясь последствий. И не важно, на себе или на ближнем своем. Потому что приматы — существа общественные, и в этом наша главная сила. И вот за миллионы лет такая реакция на появление потенциального паразита закрепилась у нас как врожденная. И как и всякое генетически обусловленное поведение не может исчезнуть вот так вот сразу, даже после того, как борьба с паразитами перестала быть основным содержанием нашего общения.

Взаимный груминг
Взаимный груминг

Но теперь она проявляется в виде трипофобии, или в виде нашей пародоксальной реакции на собственные прыщи. Когда вот видишь его и понимаешь, что не надо его трогать, будет только хуже, через час выходить, но ничего не можешь с собой поделать: включается древний инстинкт борьбы с паразитами, которому совершенно всё равно как ты будешь выглядеть с красным носом. Поэтому так трудно сосредоточиться на разговоре с человеком, у которого на лице выскочило что-нибудь подобное, потому что древняя программа в это время начинает бубнить у тебя в голове: «Удали это, убери это у него немедленно!»

«Какой же могучей силой воли должен обладать человек, чтоб удержаться и не выдавить черные головки, засорившие грубые поры», — пишет нам Владимир Владимирович Набоков, великий эстет и уж никак не человек-обезьяна.

Поэтому наличие в вашем поведении таких вот реакций — это вовсе не свидетельство какой-то грубости или примитивности натуры. Более того, их отсутствие говорит не о рафинированности никак вашей, а о том, что вы, возможно, произошли от плохо адаптированной особи, которая и выжила только благодаря тому, что ее окружали тревожные и социально ответственные предки будущих трипофобов.С вами было «Всё как у зверей». Пока! Трипофобия: почему нас пугают дырки и гипнотизируют прыщи? Трипофобия: почему нас пугают дырки и гипнотизируют прыщи?