Найти в Дзене

Указание и применение нормы – не одно и то же. Понимаем разницу и обжалуем судебное решение.

«Цитадель» грёз и упований сутяжников. Её величество – апелляция. Второй «этаж» гражданского суда, доставка на который требует от апеллянтов соблюдений свода правил. Свод представлен в главе 39 ГПК РФ. Ошибок, допускаемых начинающими авторами при подготовке апелляционной жалобы, воз и маленькая тележка. В этой публикации осветим одну - от адресанта (апеллянта). И одну от адресата (то есть судьи). Ошибка апеллянта. Генерация в жалобе собственных доводов без учёта нормативных оснований для отмены судебного решения. Эти основания изложены в статье 330 ГПК РФ. Они – путеводитель и ориентир для составителей. Далее, одно из таких оснований. Ошибка суда. Неправильное применение норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), выраженное в неприменении закона, подлежащего применению (п.1 ч.2 ст. 330 ГПК РФ) Рассмотрим сочетание этих ошибок. На примере одного из моих кейсов. Клиент, гражданка М – собственник автомобиля, попавшего в ДТП путем столкновения с другим легковым транспорт

«Цитадель» грёз и упований сутяжников. Её величество – апелляция. Второй «этаж» гражданского суда, доставка на который требует от апеллянтов соблюдений свода правил. Свод представлен в главе 39 ГПК РФ.

Ошибок, допускаемых начинающими авторами при подготовке апелляционной жалобы, воз и маленькая тележка. В этой публикации осветим одну - от адресанта (апеллянта). И одну от адресата (то есть судьи).

Ошибка апеллянта. Генерация в жалобе собственных доводов без учёта нормативных оснований для отмены судебного решения. Эти основания изложены в статье 330 ГПК РФ. Они – путеводитель и ориентир для составителей.

Далее, одно из таких оснований.

Ошибка суда. Неправильное применение норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), выраженное в неприменении закона, подлежащего применению (п.1 ч.2 ст. 330 ГПК РФ)

Рассмотрим сочетание этих ошибок. На примере одного из моих кейсов.

Клиент, гражданка М – собственник автомобиля, попавшего в ДТП путем столкновения с другим легковым транспортным средством. Здоровье и жизнь не задеты. Только нервы и товарный вид автомобилей. Из примечательностей: за рулем авто гражданки М находился её знакомый. Самой владелицы не было. Второй участник ДТП – водитель другого автомобиля, его владелец.

Как водится, суд, иск о возмещении вреда, причиненного владельцу транспортного средства. Его удовлетворение. Взыскание средств… с гражданки М., но не водителя её автомобиля.

Обращение ко мне уже после суда. Просьба – составить рецензию на её черновик апелляционной жалобы. А вот и иллюстрация ошибок: удушливое «одеяло» доводов апеллянта без системы, композиции и ориентира на нормы ст. 330 ГПК РФ.

Смотрю на судебное решение. Ну вот и ошибка. Суд упомянул правильную норму. Но не применил её. Тут к месту адекдот:

*** Черногорца спросили, каким бы животным он хотел быть.

- Змеей!

- А почему?

- И лежишь, и идешь! "***

Аналогично должно быть и с нормой права в судебном акте. Она должна и лежать (на странице), и идти (то есть действовать.)

В чем же разница между упоминанием нормы и применением? В действиях суда, вытекающих из правил нормы.

В деле Клиента (гражданки М.) действовала норма второго абзаца ч.3 ст. 1079 ГК РФ, а именно вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

Сопоставляем закон с картиной дела.

✔ Источники повышенной опасности есть. Это автомобили.

✔ Их взаимодействие имеется. Это столкновение транспортных средств.

✔ Итог взаимодействия присутствует: имущественный вред.

✔ Вред причинен имуществу их владельцев. Речь о собственниках транспортных средств.

✅ Эти обстоятельства влекут возмещение вреда на общих основаниях, то есть причинителем вреда (требования нормы ч.1 ст. 1064 ГК РФ, на которую ссылается правило ч.3 (абз.2) ст.1079 ГК РФ).

И суд указал ссылочную норму ч.3 ст. 1079 ГК РФ, но не применил её:

- не указал искомое (конечное) правило ч.1 ст. 1064 ГК РФ,

- не установил причинителя вреда

- вместо причинителя вреда (водителя автомобиля) ответственность за ДТП возложил на владельца авто. В судебном решении ни причин, ни мотивов.

По действиям суда и статусу гражданки М. можно только предполагать применение судом других положений статьи 1079 ГК РФ, возлагающих ответственность за вред на владельца источника повышенной опасности независимо от его причастности к наступившему ущербу. Но эти положения распространяются на другие обстоятельства (когда вред не от взаимодействия источников опасности, и потерпевшие – не их владельцы). Однако, суд на них не сослался.

Вердикт: применение нормы права - это всегда указание на эту норму и её реализация.