Дарья Ковалевская, председатель комитета по туризму Санкт-Петербургского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", сооснователь сети отелей и гостевых квартир Sokroma Group, считает, что растущие в городе как грибы апарт-отели, могут разочаровать как своих строителей, так и покупателей - инвесторов.
В России ежегодно строят до 3 млн м2 апартаментов, прежде всего в таких городах, как Москва и Петербург. Продажи введутся по всей стране от Мурманска до Хабаровска. А люди не понимают, что в России статус апартаментов окончательно так и не определен. Это как бы нежилые помещения, в которых жить нельзя, социалки там нет никакой... А люди покупая, даже не понимают этого. И при этом застройщики обещают доходность 20%! А от куда она возьмётся, такая доходность - никто сказать не может. На Парнасе, например, идёт застройка апарт-отеля на 4 тысячи апартаментов! Кому они нужны? У нас нет такого туристического потока, чтобы заселить туристами все городские окраины. Все это похоже на пирамиду государственного масштаба! В Петербурге уже сдано больше 12 тысяч апартаментов. И планируется в этом году ещё 5 тысяч.
На днях вице-премьер Марат Хуснуллин дал одно важное обещание - уточнить статус апартаментов в России и дать апартаментам правовое определение - в законопроекте - уже в 2020 году. Это интересно, поскольку законопроект о статусе апартаментов обсуждают не первый год, и первоначально Минстрой (еще при своем первом главе Михаиле Мене) рассчитывал на принятие закона еще в 2016 году. Предполагалось, что к апартаментам будут применяться те же положения Жилищного кодекса РФ, что и к жилым помещениям в многоквартирных домах. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ Что сейчас наблюдается на рынке подобной застройки? Поскольку апарт-отели и апартаменты – это нежилые помещения, застройщики строят такие здания на землях промышленного назначения, то есть там, где построить жилой комплекс невозможно или необходимо переводить землю в другой статус.⠀⠀⠀
Для застройщиков это на порядок дешевле, потому что в этом случае им не надо озадачиваться социальной инфраструктурой: озеленением, парковочными местами и всем тем, что сопровождает любой жилой комплекс.⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
В связи с этим квадратный метр для конечного покупателя выходит дешевле, и управляющая компания, которая в дальнейшем планирует "вести" этот гостиничный комплекс, продает покупателям апартаменты под видом инвестиционной недвижимости. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ Поскольку помещения стоят дешевле, зачастую из них получаются комфортабельные 2х и 3х комнатные квартиры по цене ниже стандартных, поэтому многие их покупают именно для того, чтобы проживать там на постоянной основе, что не соответствует концепции апарт-отелей, ибо они изначально представляют собой гостиничные комплексы. Люди, проживая в апартаментах, могут иметь временную регистрацию по месту пребывания и пользоваться благодаря этому той инфраструктурой, которая уже есть в данном районе. Садики, школы, поликлиники – а это то, чего сейчас катастрофически не хватает городу. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ На карте города появляется очередной комплекс на 1,5-2 тысячи апартов. Жители близлежащих домов начинают волноваться, ибо они стоят в огромных очередях в садики и понимают, что скоро будет дополнительный приток новых жителей, которые будут также претендовать на места в тех или иных социальных учреждениях. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ С точки зрения гостиничного управления любой эксперт гостиничной сферы скажет, что заполнение city-отеля с номерным фонтом свыше 200 номеров крайне сложно в одной локации. Поэтому как предполагается заполнять и предоставлять обещанную доходность – до сих пор остается непонятным. И этим вопросом нужно прежде всего озадачиться покупателям-инвесторам. Поскольку именно они несут в конечном счете ответственность за эти помещения. А также именно они, часто будучи финансово грамотными, ведутся на красивые призывы о сверхдоходах.