Найти тему
Vella

«Берлинский синдром». Нехорошая квартира

Оглавление

Влечение

Есть один немецкий актер, которому я давно и основательно симпатизирую – Макс Римельт. Впервые я наткнулась на этого парня в молодежной комедии «Девочки сверху», которая была одним из клонов популярного в то время «Американского пирога». Так вот в «Девочках…» Макс играл безнадежно влюбленного подростка, которому одна из главных героинь постоянно отказывала, т.к. считала его «маленьким» и упорно не воспринимала как сексуальный объект. Мне самой, сидящей по другую сторону экрана, при этом от всей души хотелось надавать ей по щекам с воплями «дура! протри глаза!», потому что лично во мне Римельт тогда вызывал далеко не сестринские чуйства!..

Волк и овца. В смысле – герои фильма "Берлинский синдром" (2016 г.).
Волк и овца. В смысле – герои фильма "Берлинский синдром" (2016 г.).

В дальнейшем мы с Максом встречались еще в нескольких его работах, хотя целенаправленно фильмов с его участием я не искала. И вот пару лет назад с нами обоими случилось «Восьмое чувство» – сериал из двух сезонов производства близких родственников по фамилии Вачовски, которые никак не могут определиться со своей половой принадлежностью (то они братья, то они сестры…). Там Римельт показал себя уже не робким олененком Бемби, а брутальным и опасным лосем самцом, блеснув наравне с остальными героями в целом калейдоскопе эротических сцен.

И вот, наконец, для меня пришло время «Берлинского синдрома», который я посмотрела буквально накануне вечером. Этот триллер германо-австралийского производства вышел в 2016 году, а в качестве партнерши Макса выступила актриса Тереза Палмер, которую я раньше видела в картинах «Я – четвертый», «И гаснет свет…» и «Тепло наших тел». Справились ли ребята со сложной психологической историей про созависимые отношения? – Давайте разберемся.

Влюбленность

Клэр – туристка из Австралии, которая оказывается проездом в Берлине и явно ищет каких-то приключений или нового опыта. И то, и другое не заставляет себя долго ждать, персонифицировавшись в привлекательном местном жителе Энди, который очарует Клэр легкостью общения, псевдо философскими размышлениями и робкими мимолетными касаниями рук (тут режиссер творит небольшое волшебство, показывая трепетность и чувственность подобной ласки)...

Уже в начале фильма у Клэр довольно болезненный вид, с этими ее угловатыми локтями-коленками и синюшными кругами под глазами. Она даже улыбается как-то вымученно – ну, прям канон жертвы: бери да угнетай!.. В противовес ей Энди практически пышет здоровьем, аки взращенный на сдобном хлебе и крафтовом пиве бюргер из благополучной семьи: пробежки по утрам, вино за ужином, влюбленные ученицы на уроках. Тем не менее, он обращает внимание на Клэр с ее склонностью к анорексии и приводит к себе домой – ради плотских удовольствий. Тут между героями случается довольно недурственная химия, но по утру Энди уходит на работу, якобы случайно заперев Клэр в квартире. Та по наивности даже не особо паникует, а скорее тешит свое женское самолюбие – вот ведь как парню крышу-то снесло! Решил сразу не отпускать, а еще удовлетворить(ся) разок-другой. Однако через пару деньков дело приобретает неожиданный поворот, когда Энди привязывает Клэр к кровати – совсем не ради добровольных сексуальных игрищ…

Вот до чего может довести совместное собирание пазла с женщиной, которой ты не даешь самореализоваться в социуме! (Да и вообще выйти в социум не даешь.)
Вот до чего может довести совместное собирание пазла с женщиной, которой ты не даешь самореализоваться в социуме! (Да и вообще выйти в социум не даешь.)

Одержимость

«Берлинский синдром» поставлен по одноименному роману Мелани Йоостен (увы, не читала) и отсылает нас к идиоматическому выражению «стокгольмский синдром» (созависимые отношения между угнетателем и угнетенным, когда жертва излишне привязывается к своему мучителю). Но при настолько потенциально богатой теме «Берлинскому синдрому» не хватает какого-то надрыва и остросюжетности: кино это получилось даже не про напряженный саспенс, а скорее про атмосферу (начиная от «танца рук») и про неоднозначность всего происходящего.

В сюжете нет откровенного насилия или шокирующих сцен. Он лишь непредвзято демонстрирует очередную разновидность человеческого взаимодействия – у героев оно вот такое. Клэр, проникаясь к тюремщику какими-то сомнительными чувствами, не сбегает, когда у нее появляется шанс сбежать, а Энди, очевидно, привлекает не какой-то запредельный садизм, а сам факт удержания женщины с возможностью проводить время в ее обществе, когда ему только заблагорассудится. Таким образом, «Берлинский синдром» зависает где-то между мелодрамой и триллером, не склоняясь ни в одну из сторон – и потому иногда топчется на месте.

Догадайтесь, кто тут кого и к чему принуждает...? – Сложные перипетии отношений жертвы и маньяка.
Догадайтесь, кто тут кого и к чему принуждает...? – Сложные перипетии отношений жертвы и маньяка.

Но в целом, я получила свою дозу впечатлений от встречи с кумиром эротической фантазией своего пубертатного периода и от неспешного повествования, которое при всей своей тягучести и рефлексии все-таки спровоцировало меня на написание этой статьи. Если вы любите камерные истории с ограниченным кругом действующих лиц – то вам сюда, в изолированную квартирку Энди с армированными окнами и поперечной задвижкой через всю дверь.

ПС. Про нездоровые созависимые отношения (правда, уже в браке) более обстоятельно рассказано в сериале «Большая маленькая ложь», который в силу своего хронометража глобальнее подходит к рассмотрению обозначенной проблемы.