10 февраля прошла 92-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. Триумфатором стал корейский фильм «Паразиты», победивший к четырех категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший иностранный фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Специально для DEL’ARTE Magazine Роман Черкасов подводит итоги «Оскара-2020».
В этом году список номинантов на «Лучший фильм» выглядел очень достойно, но реальных фаворитов было два: корейские «Паразиты» и военная одиссея Сэма Мендеса «1917» – соперничество между ними и составляло основную интригу. Еще осенью многие вполне всерьез считали вероятными претендентами на победу тарантиновский «Однажды в… Голливуде» (которому, живи мы в некоем идеальном мире, и стоило бы отдать награду) и «Джокера», но первый оказался слишком синефильским, второй слишком мрачным и этически неоднозначным, и оба они не годились на роль фильма-консенсуса, который бы устроил большинство киноакадемиков и зрителей. Остальные фильмы из списка – «Ford против Ferrari», «Ирландец», «Брачная история», «Кролик Джоджо», «Маленькие женщины» – по разным причинам (стриминговая дистрибуция, нишевость, шутки про Гитлера) с самого начала реальных шансов на победу не имели.
Выбирая между жестким, формалистским «1917» и сатирической трагикомедией «Паразиты», Киноакадемия выбрала вариант более компромиссный и одновременно более интересный. Компромиссный – потому что хороший, уверенно сделанный фильм Пон Джун-хо на самом деле отлично вписывается в «оскаровскую» конъюнктуру: тут и социальная проблематика, и вечные ценности, и «артхаус» с элементами жанрового кино. А интересно это решение тем, что впервые главную статуэтку получил фильм не на английском языке.
За всю историю премии лишь десять фильмов, снятых не на английском языке, номинировались на «Лучший фильм» – начиная с «Великой иллюзии» Жана Ренуара в 1937-м году и заканчивая прошлогодним «Рома» Альфонсо Куарона – и ни разу не побеждали. Только однажды иностранная картина получила главную награду – французский «Артист» в 2012-м, но это был немой фильм (к тому же там половина актеров американские), а потому не считается. И в этом смысле победа «Паразитов» имеет значение любопытного исторического прецедента.
Во всей ситуации с «Оскаром» есть некоторое противоречие: это национальная американская кинопремия и в то же время как бы главная кинопремия мира. Иностранные картины участвуют в конкурсе, но не на равных условиях, и вынуждены довольствоваться второстепенной номинацией «За лучший фильм на иностранном языке» (недавно переименованной в «Лучший международный фильм», что бы это ни значило). Хорошо это или плохо, но так уж сложилось, и что с этим делать – не очень понятно. Вряд ли победа «Паразитов» означает, что «Оскар» всерьез намерен открыть двери неанглоязычному кино и из национальной кинопремии превратиться в международную: для этого он слишком тесно связан с американским кинопрокатом. Традиционно участвовать в конкурсе могут лишь фильмы, имевшие какой-никакой прокат в Лос-Анжелесе, а американские дистрибьюторы и зрители сдержанно относятся к фильмам с субтитрами. К тому же обладание «Оскаром» влияет на сборы фильма, и тут вполне понятно желание американских киноакадемиков поддержать отечественного производителя. Но тем не менее некий, пусть чисто символический, шаг в этом направлении сделан.
Лучшим актером стал Хоакин Феникс («Джокер»), и вряд ли кто сомневался, что так и будет. С чисто художественной точки зрения сильным конкурентом ему был замечательный Адам Драйвер («Брачная история»), но «Оскаром» любят награждать актеров, играющих как бы «на износ», «на пределе возможностей» и ярко, как на цирковой арене, демонстрирующих свое мастерство. И здесь традиционные представления киноакадемиков об отменной актерской игре счастливо совпали с актерскими талантами Хоакина Феникса и с самой структурой роли Джокера. Ну и хорошо: Джокер получился отличным, а Феникс давно заслужил свой «Оскар».
Похожая ситуация и с лучшей актрисой. Получившая награду Рене Зеллвегер («Джуди») сыграла типично «оскаровскую» роль стареющей артистки, похудела, освоила пластику Джуди Гарланд, сама пела песни и, в общем, душераздирающе отработала – со слезами и эксцентрикой. Опять же, в идеальном мире награда досталась бы Скарлетт Йоханссон за не менее душераздирающую, но более тонко и точно исполненную роль в «Брачной истории». Но поскольку мы не в идеальном мире, давайте порадуемся за Зеллвегер – с этой премией всё могло быть гораздо хуже.
Премии за лучшие роли второго плана заслуженно получили Брэд Питт («Однажды в… Голливуде») и Лора Дерн («Брачная история»), и здесь возразить нечего, тем более, что у обоих это первые «Оскары». Награда за лучший сценарий справедливо досталась «Паразитам». У фильма Пон Джун-хо в этой номинации был один сильный конкурент – Тарантино, но у него и так уже два «Оскара» за лучшие сценарии, сколько можно. А премию за лучший адаптированный сценарий не понятно почему присудили «Кролику Джоджо», у которого, конечно, много разнообразных достоинств, но рыхлый сценарий к ним явно не относится.
Пролетев в основных номинациях, технически изощренный «1917» логично забрал три технических же «Оскара» - за звук, визуальные эффекты и операторскую работу. А рекордсменом этого года по количеству номинаций (10) без единой победы стал «Ирландец» – отличный, очень смешной и, в общем, совершенно необязательный фильм Мартина Скорсезе.
Словом, в этом году «Оскару» удалось всех удивить (неожиданный триумф «Паразитов») и почти всем угодить (ожидаемые премии Хоакину Фениксу, Бреду Питту и оператору «1917» Роджеру Дикинсу). Из обидного: и с наградами, и с номинациями прокатили очень недурной фильм «Достать ножи» Райана Джонсона – картина выдвигалась только на премию «За лучший сценарий» (что странно, потому что сценарий там как раз слабоват) и ничего не получила.
И что уж совсем возмутительно, киноакадемики проигнорировали отличный «К звездам» Джеймса Грея – фильм номинировался только за звук. В прошлом году такая же ситуация была с «Человеком на Луне» Дэмьена Шазелла – безусловно, один из лучших, если не самый лучший, фильмов года, он был номинирован только за визуальные эффекты. Но если у Шазелла годом раньше был «оскаровский» триумф с «Ла-Ла Лэндом», то за Джеймса Грея очень обидно: уже четверть века он делает отличное кино, а его всё никак не разглядят, и вот даже блокбастер про космос с Брэдом Питтом не заметили.
Райан Джонсон, чей «Достать ножи» хорош ровно всем, кроме как раз сценария.
Интрига была в том, уйдет ли «Оскар» корейским «Паразитам» или «1917». За всю историю Оскара на «Лучший фильм» номинировались 11 фильмов не на английском языке