Правда ли, что мозаики на сводах должны были украшать другую станцию? Кому пришлось заплатить жизнью, чтобы создать эти панно? Действительно ли "Новокузнецкую" изначально хотели посвятить московской карте? А также - неужели для скамеек использовали мрамор от взорванного храма Христа спасителя? Об этом и не только расскажу сегодня. Будет интересно!
Почему проезжали без остановки?
Станция "Новокузнецкая" открылась 20 ноября 1943 года. То есть немного позже "Автозаводской" (работала с января). Это было связано с тем, что не успели сделать эскалаторы. Производство находилось в Ленинграде. Но из-за войны предприятие пришлось эвакуировать в Москву. Поэтому всё затянулось.
До момента открытия поезда в течение 11 месяцев проезжали будущую станцию без остановки. "Новокузнецкая" стала, пожалуй, первой платформой Московского метро, где появилось то, что потом назовут архитектурными излишествами. Да ещё и в таких огромных количествах.
Интересно, что изначально темой станции должна была стать реконструкция столицы по Генплану 1935 года. Но позже решили, что лучше посвятить новую станцию советскому народу и армии в дни боевых действий.
Архитектурная феерия
Те, кто впервые оказывается на "Новокузнецкой", сразу замечают множество разных архитектурных элементов. Проектировали платформу Иван Таранов и Надежда Быкова (авторы "Сокольников", "Белорусской"). Они решили украсить свод среднего зала богатой лепниной. Вдохновлялись архитекторы гробницей Валериев в Риме.
Вместо древних рисунков здесь появились звёзды, серпы и молоты. У основания сводов расположились скульптурные фризы на тему Великой Отечественной войны. На пилонах - красивые картуши (обрамлённые завитками щиты), прославляющие города-герои. Со стороны платформы картуши с изображениями великих русских полководцев. Внутри арок изначально были светильники, которые потом убрали.
Около пилонов разместились мраморные скамейки. Они чем-то похожи на диваны. Есть версия, что материал строители позаимствовали у взорванного храма Христа спасителя. Однако эта версия вряд ли достоверна. С 1931 года прошло много времени. Да и скамейки архитекторы придумывали уже в конце десятилетия.
В отделке пола решили комбинировать два материала: гранит и мрамор. Но из-за того, что у них разная долговечность, со временем поверхность стала рельефной. Мрамор с годами стирался. Дополнили всю эту роскошь прекрасными светильниками-торшерами в центре зала.
Мозаики ценою в жизнь
Они озаряют светом, пожалуй, главные украшения сводов - мозаичные панно по рисункам художника Александра Дейнеки. Сразу заметно, что их тематика сильно отличается от оформления "Новокузнецкой". Это связано с тем, что изначально панно предназначались для другой станции - "Павелецкой"-радиальной.
14 мозаик заказали архитекторы братья Веснины. Рисунки должны были показывать жизнь советского Донбасса. Этой теме была посвящена и сама станция "Павелецкая". Но из-за того, что металлоконструкции для платформы попали на оккупированную территорию, проект пришлось срочно изменить. Эту историю вы можете прочитать здесь.
Мозаики становились неуместными, поэтому ими решили украсить соседнюю "Новокузнецкую". Правда из-за небольшой длины станционного зала вместилось только 7 панно. Мозаики были выполнены художником Владимиром Фроловым. Он собирал их в блокадном Ленинграде. Выполнив заказ, Фролов отправил панно в Москву. Но увидеть их своими глазами на станции так и не сумел. В феврале 1942 года он скончался от голода.
Поэтому панно вписывались в тематику станции. Не своим видом, а историей создания. Которая рассказывает о героизме советского человека в годы войны. До нашего времени сохранилось только 6 мозаик. Одну пришлось демонтировать при строительстве гермозатвора в конце 1950-х.
Разрушительно расширение
Это не единственное изменение в облике станции. Раньше торец платформы украшало огромное панно художника Бориса Покровского на тему советского фронта и тыла в годы войны. Его сделали в стиле флорентийской мозаики. Композиция изображала народ на фоне Москвы и знамён с профилем Сталина. Его в 1960-х заменили на Ленина.
А в 1970 году панно убрали, когда строили переход на станцию "Третьяковская" Калужско-Рижской линии. Требовалось удлинить платформу. Хорошо, что от мозаики не избавились. Сейчас она украшает площадку перехода.
Интересно, что в названии станции военные события никак не отразились. Она получила наименование по Новокузнецкой улице, на которой располагается наземный вестибюль.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!