Найти тему
О Москве нескучно

Почему декор станции метро «Новокузнецкая» стоил художнику жизни?

Оглавление

Правда ли, что мозаики на сводах должны были украшать другую станцию? Кому пришлось заплатить жизнью, чтобы создать эти панно? Действительно ли "Новокузнецкую" изначально хотели посвятить московской карте? А также - неужели для скамеек использовали мрамор от взорванного храма Христа спасителя? Об этом и не только расскажу сегодня. Будет интересно!

Почему проезжали без остановки?

Станция "Новокузнецкая" открылась 20 ноября 1943 года. То есть немного позже "Автозаводской" (работала с января). Это было связано с тем, что не успели сделать эскалаторы. Производство находилось в Ленинграде. Но из-за войны предприятие пришлось эвакуировать в Москву. Поэтому всё затянулось.

Один из проектов станции "Новокузнецкая".
Один из проектов станции "Новокузнецкая".

До момента открытия поезда в течение 11 месяцев проезжали будущую станцию без остановки. "Новокузнецкая" стала, пожалуй, первой платформой Московского метро, где появилось то, что потом назовут архитектурными излишествами. Да ещё и в таких огромных количествах.

Станция "Новокузнецкая", 1979.
Станция "Новокузнецкая", 1979.

Интересно, что изначально темой станции должна была стать реконструкция столицы по Генплану 1935 года. Но позже решили, что лучше посвятить новую станцию советскому народу и армии в дни боевых действий.

Архитектурная феерия

Те, кто впервые оказывается на "Новокузнецкой", сразу замечают множество разных архитектурных элементов. Проектировали платформу Иван Таранов и Надежда Быкова (авторы "Сокольников", "Белорусской"). Они решили украсить свод среднего зала богатой лепниной. Вдохновлялись архитекторы гробницей Валериев в Риме.

Станция "Новокузнецкая", 1943.
Станция "Новокузнецкая", 1943.

Вместо древних рисунков здесь появились звёзды, серпы и молоты. У основания сводов расположились скульптурные фризы на тему Великой Отечественной войны. На пилонах - красивые картуши (обрамлённые завитками щиты), прославляющие города-герои. Со стороны платформы картуши с изображениями великих русских полководцев. Внутри арок изначально были светильники, которые потом убрали.

Станция "Новокузнецкая", 1947.
Станция "Новокузнецкая", 1947.

Около пилонов разместились мраморные скамейки. Они чем-то похожи на диваны. Есть версия, что материал строители позаимствовали у взорванного храма Христа спасителя. Однако эта версия вряд ли достоверна. С 1931 года прошло много времени. Да и скамейки архитекторы придумывали уже в конце десятилетия.

Станция "Новокузнецкая", 1945.
Станция "Новокузнецкая", 1945.

В отделке пола решили комбинировать два материала: гранит и мрамор. Но из-за того, что у них разная долговечность, со временем поверхность стала рельефной. Мрамор с годами стирался. Дополнили всю эту роскошь прекрасными светильниками-торшерами в центре зала.

Мозаики ценою в жизнь

Они озаряют светом, пожалуй, главные украшения сводов - мозаичные панно по рисункам художника Александра Дейнеки. Сразу заметно, что их тематика сильно отличается от оформления "Новокузнецкой". Это связано с тем, что изначально панно предназначались для другой станции - "Павелецкой"-радиальной.

Одна из мозаик на сводах станции, 1980.
Одна из мозаик на сводах станции, 1980.

14 мозаик заказали архитекторы братья Веснины. Рисунки должны были показывать жизнь советского Донбасса. Этой теме была посвящена и сама станция "Павелецкая". Но из-за того, что металлоконструкции для платформы попали на оккупированную территорию, проект пришлось срочно изменить. Эту историю вы можете прочитать здесь.

Первоначальный проект станции "Павелецкая" братьев Весниных.
Первоначальный проект станции "Павелецкая" братьев Весниных.

Мозаики становились неуместными, поэтому ими решили украсить соседнюю "Новокузнецкую". Правда из-за небольшой длины станционного зала вместилось только 7 панно. Мозаики были выполнены художником Владимиром Фроловым. Он собирал их в блокадном Ленинграде. Выполнив заказ, Фролов отправил панно в Москву. Но увидеть их своими глазами на станции так и не сумел. В феврале 1942 года он скончался от голода.

Мозаичное панно, 1986-1987.
Мозаичное панно, 1986-1987.

Поэтому панно вписывались в тематику станции. Не своим видом, а историей создания. Которая рассказывает о героизме советского человека в годы войны. До нашего времени сохранилось только 6 мозаик. Одну пришлось демонтировать при строительстве гермозатвора в конце 1950-х.

Разрушительно расширение

Это не единственное изменение в облике станции. Раньше торец платформы украшало огромное панно художника Бориса Покровского на тему советского фронта и тыла в годы войны. Его сделали в стиле флорентийской мозаики. Композиция изображала народ на фоне Москвы и знамён с профилем Сталина. Его в 1960-х заменили на Ленина.

Так панно выглядит сейчас.
Так панно выглядит сейчас.

А в 1970 году панно убрали, когда строили переход на станцию "Третьяковская" Калужско-Рижской линии. Требовалось удлинить платформу. Хорошо, что от мозаики не избавились. Сейчас она украшает площадку перехода.

Вид в сторону перехода на "Третьяковскую".
Вид в сторону перехода на "Третьяковскую".

Интересно, что в названии станции военные события никак не отразились. Она получила наименование по Новокузнецкой улице, на которой располагается наземный вестибюль.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!