Найти тему
deletant

60-я отдельная вертолетная эскадрилья РВСН.

17 декабря 2019 года отмечалась 60-я годовщина РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. В честь это круглой годовщины посвящаю сегодняшний рассказ про 60-ю отдельную вертолетную эскадрилью РВСН с позывным "КРАСНЫЕ СОСЕНКИ."

С 1946 по 1960 годы здесь базировался 930 Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк 12 Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии на самолетах Ли-2, затем Ил-14 и Ан-8. В 1960 году перебазировался на аэродром Кречевицы, а в 1963 году - на Дальний Восток. С 24 марта 1969 года на основании Директивы ГШ ВС № 7/126651 от 30 ноября 1968 года началось формирование отдельной 60-й вертолетной эскадрильи и роты аэродромно-технического обеспечения на аэродроме города Тейково для боевого обеспечения дивизии и ее частей. По штату эскадрилья состояла из трех звеньев по 4 вертолета Ми-4 в каждом.
Командиром 60-й ОВЭ 24 марта 1969 года был назначен заместитель командира 38-й ОВЭ 28-й ракетной дивизии военный летчик 1-го класса майор Пикуль В.В.
Некоторое время в состав эскадрилий входили как вертолеты Ми-4 ,так и вертолеты Ми-8.
С 1976 года в ОВЭ стали поступать на вооружение вертолеты Ми-8Т, а с 1978-79г.г. Ми-8МТ. В 1987 году на вооружение эскадрилий поступили вертолёты ВзПУ ракетной дивизии Ми-9.
В 1981 году отдельная рота аэродромно-технического обеспечения (ОРАТО) была включена в штат 60-й ОВЭ и подчинена ее командиру.
В 1985 году эскадрилья перебазировалась на новый аэродромный комплекс (позиционный район).
В 1985 году был введён в действие РСП.
На личный состав эскадрильи возложены задачи по несению боевого дежурства, а также задачи, связанные с выходом в районе боевого патрулирования ракетных полков. Экипажи осуществляли перевозку личного состава дежурных смен дивизии, оказывали помощь в транспортировке тяжелобольных и раненых в военные госпиталя Москвы, производили оценку пожарной обстановки Тейковского района и поисково-спасательные работы. Личный состав 60-й ОВЭ участвовал в тушении пожаров в Московской и Ивановской областях, обеспечивал опытно-испытательные прыжки космонавтов на базе аэродрома «Северный» г.Иваново, устанавливал купол при строительстве храма в г. Иваново.
ОТДЕЛЬНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ЭСКАДРИЛЬЕЙ КОМАНДОВАЛИ:
1969 — 1976 г.г — майор Пикуль В.В.;
1976 — 1982 г.г. — подполковник Соснин В.Ф.;
1982 — 1984 г.г. — подполковник Онищенко А.С.;
1984 — 1987 г.г. — подполковник Гладышев Н.И.;
1987 — 1989 г.г. — подполковник Несговоров А.П.;
1989 — 1994 г.г. — подполковник Сарычев В.В.;
1994 — 1997 г.г. — подполковник Куклев В.Е.;
1997 — 2004 г.г. — подполковник Соваков Н.Г.;
С 2004 г. — подполковник Афонин А.Ю.
Свое название вертодром получил от закрытого в прошлом военного городка Красные Сосенки. В 2011 году расформирована и выведена из состава РВСН. В 2014 расформирована окончательно. Фотографии представленные ниже датируются 13 августа 2015 года. По состоянию на конец 2019 года местная администрация планирует на месте бывшего вертодрома разместить новое городское кладбище. Есть шанс, что оно получит официальное или негласное название "КРАСНЫЕ СОСЕНКИ."
На протяжении последних 25-ти лет я довольно часто езжу по этим дорогам, но не всегда есть время уделить внимание на различного рода достопримечательности, которые в множестве разбросаны как рядом, так и и немного поодаль от проезжей части. Так вот в этот раз мы даже соизволили остановиться в небольшой деревеньке Якшино.

-2

Там на юго-восточной окраине села, у дороги на Тейково стоит поросший по самое мама не горюй злющей крапивой храм Великомученика Георгия Победоносца. Церковь сооружена в 1842 г. на средства владельца села генерал-майора Н. А. Бутурлина. В 1864 г. пристроен южный придел, полностью закрывший боковой фасад. К настоящему времени утрачена глава храма, колокольня, кровли придела, а также ограда, окружавшая церковь. Кирпичные стены здания побелены. Монументальный одноглавый храм — своеобразный памятник в стиле позднего классицизма.

-3

Пару слов хочется уделить смешной истории, которая с нами там приключилась. Церковь особо неприметная, поэтому уделять ей особое внимание не планировали, но всё же хотелось для истории сделать пару кадров изнутри. Так вот в поисках входа обошли ее по кругу и на противоположной стороне столкнулись нос к носу с местным хозяйским волкодавом неимоверных размеров, коих редко можно встретить в местных деревнях. Как правило здесь держат такого размера телят и поросей на убой, а собаки как правило мелкие, но очень звонкие. Так вот мы не слона хлебавши разошлись во свояси по разные стороны. Потом мы въехали в Тейково в поисках удобного заезда поближе к локации. И дороги в центре столицы РВСН произвели на меня самые неизгладимые впечатления. Передвигаться по центру города мы смогли, только подняв подвеску в самое высокое положение. Видимо это сделано в целях безопасности, чтобы враг не прошёл. В городе много достопримечательностей, но у нас были строго расставлены приоритеты. Спустя всего несколько минут мы сворачиваем на окраину и уходим на объездную проселочную дорогу. какая обстановка на объекте мы не знали и поэтому машину оставили среди зарослей молодых сосен. Они полностью скрыли нас от посторонних глаз. Согласно карты аэродромов России это действующий вертодром, принадлежащий МО, имеющий максимальную длину ВВП 251 метр. Покинув своё укрытие, короткими перебежками под палящими лучами солнца по пересеченной местности направляемся к намеченной цели. Впопыхах чуть было не угодили прямо в прикрытый камуфляжной сеткой "секрет", которые выставлялись за периметром вертодрома при усилении караульной службы.

-4

Состояние внешнего периметра и колючки нас сильно воодушевили. Найти дырку не составило никакого труда.

-5

Первым делом наткнулись на развалины трансформаторной подстанции. Её вид нас сильно разочаровал. Сложилось впечатление, что мы опоздали и приехали к шапошному разбору.

-6

Но то тут , то там среди зарослей травы стали попадаться разбросанные ящики от РОПуд - 30 - реактивный осветительный патрон увеличенной дальности, которые применялись освещение местности и целей в ночное время непосредственно перед боевыми порядками своих войск.

-7

А так же пустые цинки от сигнальные патронов СП-26 для ракетниц 4 калибра / 26 мм. Кстати подходят ко всем сигнальным пистолетам / ракетницам, как отечественного, так и иностранного производства.

-8

Среди травы мы набрели на остатки узкоколейки с которой уже сняли рельсы. Как оказалось в последствии по ней подвозили боеприпасы с открытой площадки хранения боеприпасов, находящейся на удалении от ВВП к одной из вертолетных площадок.

-9

По ней мы вышли прямо к складам ИАИС , что расшифровывается как инженерно-авиационная служба в ВВС СССР (ВКС России). В них размещались складские помещения ЗИП, обмундирования, технической литературы, наглядных пособий, тренажеров и т.п.

-10

В оном из множества разбросанных ящиков мы нашли турель для ПКТ.

-11

Она была абсолютно новая, наверное ничего не стоит, раз её бросили

-12

Она имеет систему электроспуска от бортовой сети, хотя возможна стрельба и классическим способом.

-13

И тут мы представили себя в роли РЭМБО, грех было не поиграться.

-14
-15

Вот так она выглядела на вертолете

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В ящиках было ещё много чего.Маскировочные сети в отличном состоянии. Только позже пришла в голову идея, а почему здесь было не замаскировать нашу машину, но как грится хорошая мысля приходит опосля.

-17

Видимо основание под какую-то систему РЛС. Может кто точнее определит?

-18

Сумка именная может от противогаза. Код на бирке - номер коробки фильтра.

-19

Олдскульный термометр, у которого шкала размечена вручную.

-20

Горы ЗИП разбросаны по всюду. Это настоящий рай для радиолюбителя или знатока по содержанию драгметаллов в радиодеталях, но это не про нас.

-21
-22

Больше всего понравился самодельный стенд, демонстрирующий работу ведения огня ракетной установки

-23
-24

В другом отсеке нашли проржавевший до дыр макет УСМ АКМ, у нас такой в классе НВП висел

-25

Горы технической документации.

-26

Самый интересный на мой взгляд эталон инструкции по технической эксплуатации радиооборудования вертолета МИ-8 взял себе. Могу его подарить, если кто заинтересуется. Повсюду плакаты с регламентами работ с авиационным вооружением и т.п.

-27

В плотную со складами ИАС расположилась двухэтажная постройка ПУ НАС, на первом этаже которой была трансформаторная подстанция.

-28

Немного в стороне предположительно открытая площадка хранения боеприпасов.

-29
-30
-31

На горизонте двухэтажное здание из силикатного кирпича это штаб. Туда мы пройдёмся чуть позже.

-32

Потом не упустили шанс прогуляться по рулёжной дорожке. Как жаль, что у нас нет коптера. Замечательные могли получиться кадры с высоты птичьего полёта.

-33

Нашли связку ключей практически от всех запертых от посторонних лиц дверей.

-34

Слева и справа от рулёжки имеется шесть вертолётных посадочных площадок, каждая из которых пронумерована и имеет размер примерно 20х20 метров, но вот посадочных огней не обнаружил.

-35
-36

Каждая взлетно посадочная площадка от рулежной дорожки отгорожена и закрывалась на замок.

-37

В траве вдоль всей рулежки имеются открытые кабель каналы

-38

А ещё мы впервые нашли самый настоящий "уголковый отражатель", прикрывающий канализационный коллектор

-39

После небольшой рекогносцировки на местности было принято решение пройти в штаб, который представляет из себя двухэтажное кирпичное административное здание.

-40

Около него уложены в аккуратную стопку демонтированные железобетонные дорожные плиты, приготовленные для утилизации.

-41

Окна первого этажа местами заколочены, чтобы уберечь стекла от вандалов.

-42

Аутентичная ручка на входной двери явно изготовлена на заказ местными умельцами, такую в хозмаге не купить.

-43

На первом этаже размещались учебные классы со множеством тренажеров для отработки навыков летного состава и ремонтников.

-44

-45
-46
-47

Кстати, чуть было не забыл сказать, что пользоваться мобильными телефонами в учебных классах категорически запрещено.

-48

Учебный процес был организован строго по утвержденному сверху личному плану работы офицерского состава.

-49

На втором этаже секретная часть, которую как положено очень добросовестно зачистили.

-50

В углу остался только пустой сейф. Содержимое вынесли, а вот сейф оказался неподъёмной ношей.

-51

Хотя содержимое его не являлось носителем государственной тайны.

-52

На выходе заглянули в дежурку. на столе разбросаны радиодетали и оповещатель.

-53
-54

Ежедневно проверялся уровень радиации и заражения. Записи делал помощник дежурного или сам дежурный по части. Показания заносили в специальный журнал. Приборы все были вынесены в дежурку, так же был мобильный пост

-55

Из штаба идет дорожка, выложенная плитами прямиком на стартовый командный пункт СКП.

-56

Некоторые могут меня поправить, что это не СКП, а КДП. КДП – командно-диспетчерский пункт. Стационарное помещение с хорошей видимостью. В нем располагаются авиадиспетчеры или группа руководства полетами — ГРП (больше для военной сферы) осуществляющие централизованное управление полетами в зоне своей ответственности. Но в военной авиации (вертолетная, истребительная, штурмовая), на грунтовых и вспомогательных аэродромах, а также на аэродромах легкомоторной авиации используется также термин СКП – стартовый командный пункт, также используемый для руководства полетами. СКП размещается, как правило, в районе преобладающего исполнительного старта (зоны приземления) на боковом удалении от оси ВПП – 120-180м и от торца ВПП – 200-450м. Рядом с СКП может быть оборудована стоянка дежурного звена (ДЗ).

-57

Жаль конечно, но практически все остекление разбито. Со второго этажа предусмотрен выход на открытую верхнюю смотровую площадку, ограждения на которой частично отсутствуют. Опять же стоит обратить внимание, что отсюда хорошо просматривается площадка хранения лего воспламеняемых грузов.

-58

СКП прикрывает пулеметный колпак. Нравятся мне эти железобетонные грибы.

-59

Рядом с ним несколько бытовок, переоборудованных в ремонтные мастерские радиооборудования.

-60

Если их обойти, то мы обнаружим остатки передвижного СКП, который раньше был установлен на шасси. Мобильные СКП, как и стационарные, имеют все необходимое оборудование для автономной работы и управления полетами и места для членов ГРП.

-61

Вот где был настоящий клондайк электронщика.

-62

-63
-64

-65
-66

Даже целёхонькая «Радиостанция Пальма блок А»

-67

Пора покидать объект, который в ближайшее время сотрут с лица земли.

-68
-69
-70

Дальше нас ждали не менее интересный объекты РВСН, но это уже другая история. В качестве приятного бонуса можно будет оцифровать некоторые бланки и схемы.