Сегодня публикую четвертую, заключительную часть о моей советской жизни. Предыдущие части тут:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
В армию меня призвали внезапно. Не успел защитить диплом в техникуме, пришла повестка. С отцом пошли к военкому с целью уговорить его дать отсрочку на две недели, так как диплом должны были выдать как раз через это время. Военком отказал, мол, нафиг диплом этот нужен, раз все равно в армию идти, дембельнешься и заберешь, никуда он не денется.
Надо было настоять, обратиться в областной военкомат, наконец. Из-за отсутствия документа о средне-техническом образовании мне отказали в направлении в школу прапорщиков.
Неизвестно, как бы повернулась моя судьба, если бы в армию я пошел с копией диплома.
В 6 классе я начал заниматься боксом. Особых успехов не достиг, так, выиграл несколько городских соревнований. А к окончанию восьмилетней школы вообще бросил это дело. Стало модно ходить в тренажерный зал (тогда говорили "качалка"), вот я и переквалифицировался.
Тренировки сделали свое дело, фигура стала рельефной. Не как у теперешних бодибилдеров, конечно, но смотрелась отлично.
Наверное, эта фигура да грамоты за призовые места в соревнованиях по боксу и сыграли роль в том, что в моем личном деле призывника написали "предназначен в ВДВ". Я уже грезил голубым беретом.
Однако судьба и областной военком распорядились иначе.
Попал я служить в отдельный батальон охраны. После КМБ (курса молодого бойца) и принятия присяги ("Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил..." до сих пор помню как Отче наш) направили в часть.
Рота наша была многонациональная: русские, осетины, ингуши, украинцы, грузины. Но больше всего, почти половина роты, было киргизов.
Жили дружно, никто никого не обижал. Комбат наш для борьбы с дедовщиной сделал простую вещь - в каждой из четырех рот был только один призыв, за исключением отделенных и замкомвзводов, окончивших школу сержантов, призывом на полгода старше. Вот и была наша часть уставной. Кто служил, поймет.
Зарплату я получал в размере 7,5 рублей. Тратить их особо было некуда, так, в чипок зайдешь чаю попить с пирожками или пирожными. Помню, отец в качестве подарка на присягу прислал сто рублей, так мы неделю всем взводом пирогами с газировкой питались:)
Служба текла размеренно - тактические учения, караулы, физподготовка, стрельбище. Пока не развалили Союз.
Первыми еще до развала исчезли грузины, но их было всего четверо и "отряд не заметил потери бойца". Потом уехала часть украинцев, остались только дембеля-сержанты. Хуже всего стало, когда и киргизов забрали из роты.
Вот тогда и началась настоящая служба. Она стала называться "через день на ремень" - от роты осталось 52 человека, в трех других немного получше, но тоже беда. А количество караулов и объектов никто не сократил:( А тут еще приказ о весеннем призыве задержали, молодых тоже не было.
Распорядок дня изменился до неузнаваемости - в 19 часов сменился с караула, ужин, сон. Подъем, зарядка, завтрак, занятия, обед, подготовка к караулу, заступление в караул в 19 часов. Форма не выдерживала, не то что люди. От ремня автомата протирался до прокладки погон, звездочка пуговицы на хлястике шинели стиралась до зеркального блеска, приходилось менять раз в месяц. Бойцы, случалось, и засыпали на посту на ходу от усталости.
Через пару месяцев такой службы мне и захотелось в школу прапорщиков. Не судьба...
Все же, как мы писали в блокнотах в начале службы, дембель неизбежен. Наступил он и для меня. Выдали мне документы, 500 рублей дембельских (до этого меньше было, подняли в связи с тем, что деньги обесценивались) требование на билет.
Приехал домой, а там в магазинах чего только нет! Я таких товаров отродясь не видел. Правда, ценники менялись ежедневно.
И началась моя гражданская жизнь совсем в другой стране, никакого отношения к великому Советскому Союзу не имеющей.
Кстати, всех служивших в те годы, с наступающим 23 февраля - Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота!