Найти в Дзене
Звонкий Талер

Рок - это скандал!

Но, не только и не столько, как указано в заголовке. Рок - это ещё и эпатаж, идущий, как иногда бывает, под руку со скандалом. Рок - это всегда изрядная доля театральности. Это творчество, для многих возведённое в искусство. Эпатировать публику рокеры начали давно. Рок-н-ролльные бэнды, выросшие из ритм-н-блюзовой среды, в своих элегантных классических костюмах за статичными микрофонными стойками довольно быстро начали "приедаться" публике - и вот в 1967 году на сцене Монтерея (США), довольно изрядно поднабравшись горячительным за творческий вечер, Джими Хендрикс производит своеобразный "акт соития" со своей гитарой, извергает на неё поток семени зажигательной смеси - и вот она уже пылает "в экстазе"! Пара секунд, и гитара разбивается вдребезги о сцену - микрофонные стойки летят в стороны - они уже не такие статичные, как у прилизанных блюз-роковых квартетов недавнего прошлого! Скандальное по тем временам шоу! Возмущение общественности - вон, какое опешившее лицо одной из зрительниц мы

Но, не только и не столько, как указано в заголовке. Рок - это ещё и эпатаж, идущий, как иногда бывает, под руку со скандалом. Рок - это всегда изрядная доля театральности. Это творчество, для многих возведённое в искусство.

Эпатировать публику рокеры начали давно. Рок-н-ролльные бэнды, выросшие из ритм-н-блюзовой среды, в своих элегантных классических костюмах за статичными микрофонными стойками довольно быстро начали "приедаться" публике - и вот в 1967 году на сцене Монтерея (США), довольно изрядно поднабравшись горячительным за творческий вечер, Джими Хендрикс производит своеобразный "акт соития" со своей гитарой, извергает на неё поток семени зажигательной смеси - и вот она уже пылает "в экстазе"!

Такой великолепный коллаж я нашёл в свободном доступе. Автора, к сожалению, не знаю
Такой великолепный коллаж я нашёл в свободном доступе. Автора, к сожалению, не знаю

Пара секунд, и гитара разбивается вдребезги о сцену - микрофонные стойки летят в стороны - они уже не такие статичные, как у прилизанных блюз-роковых квартетов недавнего прошлого! Скандальное по тем временам шоу! Возмущение общественности - вон, какое опешившее лицо одной из зрительниц мы видим в конце ролика! (Жаль, что видео с большим разрешением мне в свободном доступе найти не удалось - ну, да ладно, не критично...):

Если старина Джими совершал на сцене что-то шаманское из культа Вуду, о котором он упоминал в своём творчестве, то для Элиса Купера и Оззи Осборна с начала 1970-х годов выступления стали спектаклями в жанре "хоррор" с тяжёлым роком, открывающимися гробами, живыми змеями, настоящим и бутафорским кровопусканием, с элементами стриптиза и прочими сценическими "шалостями". Вот "живое" свидетельство тех далёких лет - репортаж об Элисе Купере, датируемый 21 ноября 1972 года, от немецкого телеканала ZDF:

Вторая половина 70-х - начало 80-х годов - это время бешеной агрессии и бунтарского духа панк-рока, когда прежние хард-группы переживали период творческого упадка. Команды, вроде Ramones или Sex Pistols, могли эпатировать в то время публику простенькими риффами, несыгранностью, отвратительным вокалом или могли, запросто,... помочиться в зрительский зал или грязно выругаться во время выступления.

Мы, люди, видевшие уже практически всё с современным развитием коммуникационных технологий, должны понимать, насколько провокационным было подобное поведение для всё ещё во многом традиционного и религиозного общества по обе стороны Атлантики.

Политический скандал с группой Sex Pistols разыгрался в 1977 году в период подготовки к выпуску сингла "God Save the Queen", на обложке которого должен был изображаться портрет королевы Елизаветы Второй, чьи губы скреплялись английской булавкой. Использование в названии пластинки и в заглавной панк-песенке слов британского гимна - это уже вызов монархии, вызов обществу. Но, булавка в таком месте на обложке!!!

Скандальная песня, скандальная обложка. По современным представлениям - ничего особенного. Но, для Великобритании второй половины 1970-х годов - очень смело!
Скандальная песня, скандальная обложка. По современным представлениям - ничего особенного. Но, для Великобритании второй половины 1970-х годов - очень смело!

Производители пластинок, упаковщицы в цехах отказывались работать с такой "продукцией". Идя им навстречу наши панки изменили дизайн обложки (глаза и рот на портрете королевы были прикрыты газетными обрывками). И, как бы не сопротивлялась монархически настроенная часть общественности, работа всё же увидела свет и у "люмпен-пролетариата" - обыкновенного небогатого работяги - нашла невиданный отклик! Она была принята на ура и быстро набирала популярность в мире:

В 1980-е годы рок-сцена активно порождала экстремальные направления метала (к примеру, такие явления и соответствующую им субкультуру, как Death- и Black-Metal-движения). Вчерашние постановочные "страшилки" и сквернословие уже никого не пугали. Новому поколению зрителей нужны были более откровенные шокирующие поступки, и новое поколение музыкантов перешло от бутафорской крови к открытому членовредительству и разрушению.

Обложка сингла "Aske" (норв. - пепел, зола), выпущенного Варгом в 1993 году. На ней изображена церковь Fantoftkirke (местечко Фантофт, Берген), якобы сожжённая накануне самим Викернесом
Обложка сингла "Aske" (норв. - пепел, зола), выпущенного Варгом в 1993 году. На ней изображена церковь Fantoftkirke (местечко Фантофт, Берген), якобы сожжённая накануне самим Викернесом

Участники норвежских блэк-метал-бэндов активно жгли христианские церкви, расправлялись с гомосексуалистами и... друг с другом, как в примере конфликта между членами коллектива Mayhem, когда Варг Викернес нанёс несколько смертельных ножевых ранений своему коллеге Юронимусу. (EP "Aske", на обложке которого изображалась сожжённая церковь, можно послушать по ссылке на Яндекс. Музыка, треки с 9-го по 11-й):

Американские дэтстеры-скандалисты Deicide "прославились" не только обложкой одного из своих альбомов, изображавшей препарированного на хирургическом столе Иисуса, но и своим вокалистом Гленом Бентоном, который выжег перевёрнутый крест у себя на лбу.

Человек со шрамированным лбом - Глен Бентон
Человек со шрамированным лбом - Глен Бентон

Такие вот экстравагантные люди задавали тон в разные периоды развития рок-музыки. А каких панк-, хард-, метал-скандалистов помните вы, мои дорогие читатели? Буду рад познакомиться с вашими примерами и мнениями в обсуждениях к моему сегодняшнему обзору. До скорой "виртуальной" встречи на нашем канале!

Звонкий Талер