Найти тему
Cocked and Locked

Жертвы стиля: курковые ружья-"вертикалки"

Эволюция огнестрельного оружия иногда дает странные плоды. И, если для военного оружия основными мотиваторами всегда были эффективность и соотношение цены/качества, то для охотничьего оружия не менее важен и стиль. Частично оправданный эргономикой - все-таки эргономика дробовика оттачивалась не десятилетиями, а веками, именно для выстрела навскидку - а частично заданный консерватизмом самих покупателей.

Например, если взять эколюцию двутстволок, то все в них логично - поскольку и фитильный, и колесцовый, и капсюльный замок проще всего компоновались сбоку от оси ствола, то и двуствольное ружье легче и разумнее всего было делать именно горизонтальным. Легкая и изящная в профиль курковая "горизонталка" стала поистину символом классической охоты - совершенствуясь технологически, но оставаясь сама собой.

Современная курковка CZ - пускай и с неизбежным по нынешним законам предохранителем, но в целом все такая же классическая, как и полторы сотни лет назад
Современная курковка CZ - пускай и с неизбежным по нынешним законам предохранителем, но в целом все такая же классическая, как и полторы сотни лет назад

Однако прогресс на месте стоять все никак не хотел - еще во времена капсюльных ружей предпринимались попытки собрать стволы в вертикальный блок. Естественно, это неизбежно усложняло компоновку ружейных замков - иногда этот вопрос решался "в лоб", переносом курков набок...

Капсюльный бокфлинт Марвина Кренделла, ориентировочно 1860-1870-е годы
Капсюльный бокфлинт Марвина Кренделла, ориентировочно 1860-1870-е годы

... А иногда становился и настоящим испытанием для мастерства оружейника, который умудрялся "подружить" вертикальный блок стволов с совершенно классическим расположением курков. Такие ружья были неизбежно дорогими и редкими - но, честное слово, их можно назвать однозначными произведениями искусства.

-4

Например: что можно сказать на первый взгляд о ружье на фото выше? Ну что ж... Стволы крупповской стали, каплевидные боковые доски "а-ля Лефоше", но уже с верхним ключом запирания, а не с характерным для двустволок Казимира и Евгения Лефоше нижним... И, стоп, явно не подходящая "горизонталке" высокая колодка.

-5

Что ж, полное фото расставляет точки над i: хотя и ложе "принц Уэльский", популярное в свое время на курковых горизонталках (и, собственно, прижившееся на них и в Российской Империи, а затем перешедшее и на советские "тулки"), и открытые курки на боковых досках совершенно классические, спереди это - самый что ни на есть типичный бокфлинт 20 калибра, созданный Францем Якобом Бартельсом в Висбадене ориентировочно в начале ХХ века.

-6

У таких ружей неизбежно приходилось устанавливать бойки под очень большим глом относительно оси ствола, что неизбежно ухудшало их работоспособность и создавало серьезную боковую нагрузку (думаю, про параллелограмм сил из курса физики седьмого класса читатели помнят все?). Само сверление каналов под бойки становилось значительно сложнее - в результате курковые бокфлинты становились еще и способом мастера показать свое умение. Причем, хотя "корни" современных вертикальных двустволок произрастают все же скорее в Англии, которая в свое время была однозначной "законодательницей мод" в охотничьем оружии, то "вылизали" идею дотошные немецкие мастера: недаром и слово "бокфлинт" пришло именно из немецкого языка. И именно в Германии и Австрии создали большинство известных курковых "вертикалок": для их создания нужен был именно немецкий подход, тут не поспоришь.

-7

А что еще любили в Германии? Правильно, универсальные ружья - и, если дриллинг с тремя открытыми курками даже при богатой фантазии трудно себе представить (хотя с двумя внешними и одним внутренним они собирались), то комбинированные ружья с вертикальным блоком в Германии таки вполне себе делали. Естественно, тоже штучно - а с прошествием времени опознание таких ружей уже само по себе становится проблемой. На фото выше как раз такое ружье, попавшее в Россию, скорее всего, в обычном трофейном порядке в конце Великой Отечественной.

-8

Похожие (но не идентичные) ружья собирались, в частности, в Ферлахе Йозефом Рессером - он, кстати, создавал и весьма интересные "горные штуцеры" с верхним стволом 24 калибра, но полностью нарезным:

-9
Конструкция Рессера не идентична той, что на предыдущих фото, но общий ход мыслей виден однозначно
Конструкция Рессера не идентична той, что на предыдущих фото, но общий ход мыслей виден однозначно

Нижний ствол у таких ружей был традиционно рассчитан на классический немецкий винтовочный патрон 7.92×57mm Mauser. Как, например, у комбинированного ружья работы Роберта Шредера, работавшего в Геттингене в начале XX века:

-11
-12

Обратите внимание на интересную особенность этого ружья - откидной диоптрический целик, в убранном положении встающий заподлицо с шейкой:

-13
Ключ выгнут для того, чтобы отпиранию не мешал правый курок
Ключ выгнут для того, чтобы отпиранию не мешал правый курок

Еще один представитель того же класса - ружье 1929 года работы австрийского мастера Йоханна Эккера - уже с типично немецким крюковым креплением под оптический прицел, конструктивно аналогичным "зауэровскому":

-15
-16
-17
-18

Тем не менее, типично немецкой "фишкой" курковые бокфлинты не были: подобное ружье создал однажды и небезызвестный Уильям Гринер в Англии. Но, честно говоря, на фоне немецких ружей различных мастеров его курковая "вертикалка" 12 калибра выглядит тем еще слонопотамом:

-19
-20

Примечательно это ружье 1886 года изготовления еще и полностью нарезными стволами 12 калибра - создавалось оно как исключительно пулевое, на что намекает и типично штуцерный набор подъемных целиков, пристрелянных на разные дистанции.

-21