Продвижение сайта или раскрутка на деньги?
Для владельцев бизнеса, желающих эффективно развивать свой бизнес в интернете и получать новых клиентов.
Не для многих SEO-компаний, так как никто не любит когда показывают то, что тщательно скрывается.
Если вы впервые задумались о продвижении сайта или ищете очередную SEO-компанию, то эта статья будет очень кстати - вы узнаете:
· Об уловках и способах обмана клиентов SEO-студиями
· Какие вопросы задавать представителям SEO-компаний до заключения договора
· Как понять еще на этапе обсуждения КП что лучше не тратить на них свое время
· Почему большинство людей уверены что SEO не работает
Предисловие
Напомним в какой стране мы живем - мы в России. И у нас, к сожалению, бОльшая часть компаний пока еще работает по принципам:
· Заплатите нам, а дальше веселитесь как хотите.
· Идем по пути наименьшего сопротивления - сделаем как можно быстрее и наименее трудозатратно.
И большинство SEO-компании, к сожалению, не исключение. Второй пункт в рамках нашего разговора выглядит так:
· Используем все возможные методы обмана поисковых систем или делаем минимальное количество работ, лишь бы не развивать сайт и бизнес клиента.
Для начала вкратце напомним как выглядело продвижение несколько лет назад:
· Ты написал простыню текста на странице сайта, поместил туда очень много ключевых слов - ура, твой сайт в ТОП-10. У кого простыня больше - тот круче. Этот этап закончился давно когда поисковые системы научились бороться с портянками текста.
· Кто купит больше ссылок - тот круче! Можно было купить арендных ссылок через ссылочные биржи и радоваться тому, как твой сайт набирает позиции в поисковиках.
Очень удобно для SEO-студий того времени: называешь клиенту сумму в 20 тысяч рублей за продвижение, покупаешь ссылок на 5 тысяч рублей, твоя чистая прибыль 15 тысяч рублей. Как только клиент решал уйти, аренда ссылок заканчивалась, сайт вскоре падал и клиент просился обратно.
Этот период медленно, но верно подходит к концу, поисковые системы очень плохо относятся к покупке ссылок и жестко наказывают сайты, использующие этот метод.
Параллельно с этим стало известно, что для поисковых систем очень важна информация о поведении пользователя на сайте, и сеошники подумали - так почему не использовать роботов, эмитирующих поведение человека на сайте чтобы улучшить статистику поведения?!
· И начали использовать накрутку поведенческих факторов и это отлично работало. Накрученные сайты были в ТОПе. Естественно, пока поисковые системы не прикрыли лавочку, начав наказывать сайты, использующие вышеупомянутый метод обмана.
Если вы слышите что SEO компания покупает ХОРОШИЕ ссылки, продвигает сайт через автоматические сервисы раскрутки, использует БЕЗОПАСНУЮ накрутку поведения - бегите.
"Что теперь делать-то?!" - Подумали оптимизаторы. "Методы прямого обмана поисковых систем сведены на нет, будем говорить что мы делаем белое SEO"
И сейчас практически на каждом сайте SEO-компании вы увидите фразы из серии:
· Даем гарантии
· Выводим в ТОП высококонкурентные ключевые слова
· Проводим SEO аудит
· Исследуем конкурентов
· Улучшаем юзабилити
· Увеличиваем конверсию
· Собираем семантическое ядро
Что все это значит и что на самом деле делают SEO-компании? Разложим по полочкам.
Гарантии в SEO
В реальности их нет. Просто нет. Хотя бы по тому, что во всем этом деле помимо вас и сео компании есть третья сторона - поисковая система. И у нее контрольный пакет акций.
Иными словами, SEO студия дает вам гарантии, а на следующий день серьезно меняется поисковый алгоритм и вся сфера начинает работать по другому. Какой человек, отвечающий за свои слова и поступки, дает гарантии в таких условиях? Единственную гарантию, которую можно дать - только гарантию о выполнении работ.
Поэтому запомните, если вы видите на сайте SEO компании или слышите от ее представителя фразу:
· Даем финансовые гарантии
· Гарантия попадания в ТОП-10, ТОП-5, ТОП-3
· Гарантированный результат
Реальных гарантий в прям смысле этого слова в SEO нет.
То это ложь. Маркетинговая уловка, метод расположения клиента, как угодно, смысл в одном - это не подкреплено ничем, даже если в договоре прописаны гарантии. Парадоксально? Да, но почему это так вы поймете через несколько минут.
Как часто на самом деле спрашивают ключевое слово?
Оптимизаторы часто оперируют понятиями "частотность запроса" и "количество запросов в месяц", продажники в свою очередь красиво рассказывают вам "Смотрите, этот запрос спрашивают 23760 человек в месяц! Представляете сколько у вас будет клиентов как только мы выведем в ТОП этот запрос?". Окей. Теперь читайте в чем подвох:
Для просмотра частотности запроса наиболее часто используют сервис Яндекса wordstat.yandex.ru. Пользоваться им очень легко: заходишь в аккаунт на Яндексе, выбираешь регион (1), вводишь ключевое слово (2), нажимаешь enter и видишь число (3):
и думаешь - "Ох, ни фига себе! 87960 человек за прошедший месяц хотят купить диван!".
И SEO-компании показывают вам это число, которое действительно впечатляет. Но вот не задача - само по себе это число не имеет никакого отношения к реальности.
Почему? Потому что когда вы вводите голый запрос, это число является суммой всех запросов, содержащих в себе "купить диван", например "купить бу диван" или "купить советский диван на авито" - согласитесь, когда вы торгуете новой мебелью, такие запросы вообще не относятся к вашему бизнесу.
Так как же узнать реальную картину? Просто! Использовать кавычки и восклицательный знак:
· Заключив фразу в кавычки вы получаете число, являющееся суммой всех словоформ запроса, т.е. "купив диван", "купить диваны" и тд. 5700 уже не так впечатляет, как 87960..
· А заключив фразу в кавычки и поставим перед каждым словом восклицательный знак, вы увидите сколько человек в месяц ищут точную форму запроса "Купить диван". 5120.
Согласны, 5700 и 5120 не самый наглядный пример! Попробуйте сами по региону Москва на запросе "купить раму для велосипеда".
Теперь при встрече с продажником вы знаете как проверить не лукавит ли он говоря о реальном спросе;)
А если вы уже продвигаетесь у какой-то компании и получаете сорокастраничные отчеты о продвижении, в которых используется этот параметр запроса - проверьте какой вид частотности (голый запрос или общая частотность, по кавычкам или частичное вхождение, по кавычкам и восклицательному знаку или точное вхождение) показывают вам ваши SEO подрядчики.
Позволим себе упомянуть то, что приведет вас в недоумение если факт вскроется.
Нередка ситуация, когда при проверке по кавычкам или кавычкам и восклицательному знаку показывается.. ноль. И даже при проверке по голому запросу бывает ноль. Что это значит? Да, именно так - этот запрос никто не спрашивает. Удачного продвижения по таким запросам.
Реальная частотность запроса может значительно отличаться от той, которую показывают вам. Вплоть до того, что в продвижении могут использоваться запросы, которые никто не ищет.
Кстати, о продвижении по запросам!
Продвижение по запросам
Сайты SEO-компаний пестрят предложениями из серии "продвижение от 10 до 100 запросов за 30 000+ руб c ГАРАНТИЕЙ", "Тариф базовый! Продвигаем 30 запросов за 15 000 руб" и тд.
Любой нормальный владелец бизнеса скажет "Здорово! Я выберу подходящие мне 10 запросов и пусть они по ним продвигают". И будет не прав. Как и те, кто предлагает продвигать по запросам.
"Да почему же не прав-то?!" - пронеслось у вас в голове. По нескольким причинам, проявляющихся в разных ситуациях:
· Причина 1. Вы считаете что вы сами лучше знаете по каким запросам продвигать свой сайт.
В чем здесь подвох? Во-первых, вы скорее всего не учитываете частотность (см.абзац выше) и можете выбрать запросы, которые никто не спрашивает.
Во-вторых, вы можете ошибочно настаивать на каких-то запросах, которые вам кажутся крайне актуальными, а на деле они не принесут вам клиентов, ведь ваша истинная цель это клиенты, а не позиции, верно?;)
Разъясняем. Вероятно вы не знаете на какие еще типы делятся запросы - они бывают информационные и коммерческие.
Для бизнеса выгодно продвигаться прежде всего по коммерческим запросам, это запросы из серии "купить", "заказать", "цена", непосредственное название товара, услуги и тд, т.е. когда пользователь сразу ищет товар или услугу. Но даже одинаковые на первый взгляд запросы "смартФОН" и "смартФОНЫ" являются разными. По первому показываются статьи о том, что такое смартфон и как его выбрать, по второму показываются сайты по продаже смартфонов.
Информационные запросы тоже нужно использовать, но заставить просто интересующихся темой превратиться в клиентов непростая задача, решать которую под силу далеко не всем. Более того, под информационные запросы поисковые машины зачастую выбирают определенные виды сайтов, например сайты со статьями, и ваш коммерческий сайт может просто не подходить и заставить его попасть в ТОП по такому запросу будет непросто.
Запросы бывают коммерческие и информационные. Для бизнеса важны в первую очередь коммерческие запросы. Ставить в приоритет информационные запросы не целесообразно.
Встречаются случаи когда клиентам предлагают продвигаться по так называемым витальным запросам, это когда ваша фирма называется, к примеру, "СтройЭлитМонтажРФ" и вам предлагают запросы с этим словом. Как ни крути, вы в любом случае будете в ТОП по этим запросам, потому что они ваши и никакой работы по ним проводить практически не нужно.
· Причина 2. Вы соглашаетесь на ограниченное количество запросов (10-30-100+).
Забегая вперед, вы должны узнать что такое "семантическое ядро" (или семантика, облако запросов, ключевые слова, ядро запросов и тд) - это список всех запросов, по которым пользователь может найти ваш сайт. Для большинства сайтов оно составляет несколько тысяч запросов, качественно собрать его может далеко не каждый, но об этом тоже немного позже;)
Так вот, когда вам предлагают 10-30-100 запросов, это уже как факт ограничивает развитие вашего сайта. А если в это число включаются высококонкурентные высокочастотные запросы, вашему сайту будет очень сложно протискиваться среди конкурентов в ТОП и скорее всего вы не получите желаемого эффекта (привет тем, кто ищет n-ного подрядчика на раскрутку сайта!).
Если же в число запросов включаются низкоконкурентные низкочастотные запросы, то даже от их пребывания в ТОП-3 вы также не получите желаемого эффекта.
И чтобы отшлифовать, вернемся к вопросу гарантий - можно дать гарантии на что угодно, хоть 100% на нахождение каждого запроса в ТОП-3 - какой в этом толк для вашего бизнеса, развитие которого изначально ограничивают десятком слов, м?
Что делать? Продвигать сайт по всему семантическому ядру (также это называется "продвижение по трафику"). Как это делать? Узнаете через абзац.
Продвигать сайт по ограниченному количеству запросов не эффективно для вас. Но удобно для SEO-студий.
Каких типов бывают SEO-компании?
Конвейерного типа и SEO-студии, ведущие нескольких клиентов. В чем отличие?
В компаниях конвейерного типа отдел продаж значительно больше отдела оптимизаторов. Как это работает?
· Вам называют сумму в 15-25 тысяч рублей за продвижение и это вам подходит.
· Вы соглашаетесь.
· Вашему проекту уделяют 3 часа в первый месяц (!),включая построение сорокастраничного красивого отчета.
· Проходит месяц - вы довольны отчетом, но эффекта нет. Но вам его обещают по прошествии 2х-3х месяцев.
· Проходит второй месяц, отчет есть, желаемого эффекта в виде потока клиентов нет (но в отчете ясно показано, что эффект есть! Есть эффект. В отчете написано и точка, значит есть.)
· Проходит еще месяц и вы уже ясно понимаете что что-то не то, хотя новый красивый сорокастраничный отчет уже у вас на почте.
· Вы предпринимаете попытку отказаться от сотрудничества.
· Вам предлагают сумасшедшие скидки, бонусы, любовь до гроба, все вплоть до бесплатного продвижения.
· Вы отказывайтесь (если не дурак), вы соглашаетесь (если дурак).
· Готовы к главному? Пока вас дурачат эти два-три и более месяца, отдел продаж набирает еще десять таких как вы. Поэтому если вы одумаетесь после первого месяца работ и откажетесь от этого SEO-развода, никто не расстроится, на пороге уже стоит очередь счастливчиков.
Сразу отмечу что так поступают не со всеми клиентами, у таких компаний есть ряд VIP клиентов, которыми занимаются на хорошем уровне, но чтобы попасть в их число, желательно умножить на 10 ваш бюджет в 15 тысяч рублей в месяц.
Вы можете возразить - "Как это уделяют на проект три часа в месяц?! Там же сорокастраничный отчет с кучей проделанных работ!". Ответ прост - бОльшая часть отчета это выгрузки из автоматических систем съема позиций или анализа сайта, а также шаблонные скопированные-вставленные фразы, что в сумме делают отчет красивой пустышкой.
А теперь о хорошем - о SEO-студиях, сконцентрированных на небольшом количестве клиентов.
Можно ли заранее узнать о том, что студия не конвейерная? Нет. Даже если на сайте написано/продажник скажет что у них на всю компанию 5 клиентов.
Единственными маркерами настоящей работы над вашем проектом будут:
· Четкая стратегия развития проекта, прописанная в виде плана и дословно разжеванная вам перед началом работ
· Вопросы в процессе работы со стороны студии
· Обсуждения в системе управления задач,
· Файлы с семантическим ядром, текстами и тд,
· Следование плану.
Как следствие, всегда можно узнать что дал/не дал каждый шаг, а также наблюдать за динамикой позиций сайта и динамикой получения новых клиентов.
Избегайте SEO-компаний конвейерного типа. Это развод.
А теперь о том, что вы должны услышать при общении с SEO-компанией до заключения договора чтобы понять что она действительно будет развивать ваш сайт и бизнес. Да начнется холивар!
Как должна работать SEO-студия
Во-первых, вас должны расспросить:
· О вашем бизнесе в целом
· О приоритетных направлениях (товарах, услугах)
· О том, что приносит основной/дополнительный доход компании
· О перспективах роста и планах развития
· О ваших конкурентах
· О прошлом опыте продвижения
Если вас об этом не спрашивают, задумайтесь - это seo-компания экстрасенсов или людей, знающих абсолютно все про любой вид бизнеса?
Во-вторых, вам должны объяснить что перед началом работ нужно сделать аудиты:
· Аудит конкурентов. Если его не делать, то как узнать какие сайты в тематике любят поисковые системы? Какие приемы используют конкуренты? Что должно быть на сайте? (только в случае, если в SEO-компании есть отдел экстрасенсов)
Если в список работ не включен анализ конкурентов, то смело отказывайтесь от такой студии. Если же анализ конкурентов планируется (ого, вы на правильном пути!), попросите пример аудита и потратьте 10 минут на изучение чтобы понять о чем там пишут.
Если в список работ не включен анализ конкурентов, то смело отказывайтесь от такой студии.
· Технический аудит. Тут все просто - чтобы сайт хорошо чувствовал в себя в поиске, он не должен содержать ошибок.
Технический аудит можно сделать двумя способами:
Способ 1. Закинуть сайт в автоматический сервис и через 5 минут получить наикрасивейший отчет о техническом состоянии сайта. Даже девушка, первый день работающая на должности секретаря, без труда проделает такой аудит.
В чем минусы? Такой аудит показывает часть ошибок, но не дает полного понимания о техническом состоянии сайта, причинах и взаимосвязи этих ошибок (!) и не дает непосредственных задач.
Поэтому если в примере SEO-аудита вы видите только красивые выгрузки из серии:
Смело можете принимать то, что аудит сделан по способу 1 и недоделан.
Способ 2. Руками (но используя в том числе автоматические сервисы, программы, онлайн-сервисы) исследовать сайт по всем аспектам, влияющим на продвижение, и по результатам провести анализ причин и взаимосвязей ошибок, и только потом поставить конкретные задачи. На такой аудит тратится порядка 2-3 полных рабочих дней (к вопросу о 3х часах в месяц уделяемых проекту студиями конвейерного типа).
К слову, число отдельных проверок при качественном аудите сводится к 120+. Поэтому если вы видите в графе "Что входит в технический аудит" примерно следующее:
· оценка скорости загрузки страниц;
· корректная работа форм: формы поиска, заказа, обратной связи и т.п.;
· проверка на битые ссылки;
· корректность обработки серверных ошибок;
· наличие страницы 404 и ее оформления;
· чистота кода, отсутствие лишних кодов и скриптов;
· проверка на наличие вирусов и вредоносных кодов;
· проверка стабильной работы хостинга и почты;
· проверка соответствия тарифа хостинга и нагрузки на сайт;
· корректное отображение в различных браузерах и разрешениях, на мобильных устройствах.
или
· поисковые запросы;
· ошибки в оптимизации сайта;
· уникальность текстов;
· входящая и исходящая ссылочная масса;
· удобство сайта для пользователей;
· валидность html-кода сайта;
· "битые" ссылки;
· адаптивность под мобильные устройства;
знаете, это как бы одна десятая от того, что действительно нужно сделать.
Главное, аудит делается для того, чтобы проанализировать все выявленные ошибки (напомним, автоматические сервисы не умеют анализировать причины появления и взаимосвязи ошибок) и поставить конкретные задачи на внедрение правок. Если нет анализа причин и конкретных задач, то аудит вам ничего не даст. Поэтому, если вам уже сделали аудит - попросите показать задачи, если показывают вам пример аудита - попросите показать и задачи по нему.
· Аудит юзабилити. Юзабилити это удобство пользования сайтом. Если на вашем сайте, например, сложно найти кнопку "заказать" или нет телефона в шапке, то клиенту будет трудно воспользоваться вашими услугами. И даже если вам приведут посетителей, эффективность сего действа будет не высока.
Смело запрашивайте примеры аудитов юзабили, где ищите описание целевых действий, проблемы и рекомендации по улучшению юзабилити. А если вам еще и покажут результаты дальнейших А/Б тестов по этому проекту, смело можете продолжать разговор!
· Коммерческий аудит. Есть такая группа факторов ранжирования у Яндекса - коммерческие факторы. Простыми словами, по этим факторам Яндекс определяет достоин ли сайт внимания и доверия потенциального клиента или нет. К ним относятся, например, наличие информации о сотрудниках компании на сайте, различные способы коммуникации и тд.
В третьих, после всех аудитов (на самом деле, практически одновременно), SEO-студия должна собрать полное семантическое ядро чтобы использовать все запросы, по которым могут найти ваш сайт потенциальные клиенты (продвижение по трафику). Об этом мы обещали рассказать когда говорили о продвижении по ограниченному числу запросов.
Итак, что нужно знать в первую очередь: ключевые слова можно собирать из разных источников, например:
· Сервисы поисковых систем - wordstat.yandex.ru:
подсказки Яндекса, Google и тд:
счетчики статистики
· Конкуренты - проанализировать конкурентов и вычленить ключевые слова из структуры и кода страниц сайта сильных конкурентов - милое дело.
· Онлайн сервисы по автоматическому подбору на основе содержания сайта - да, там много мусора, но его несложно почистить если знать как;)
· Базы ключевых слов - мощный инструмент в умелых руках.
БОльшая часть сео компаний не тратят много времени и собирают ключевые слова из одного-двух источников, поверхностно. Не сложно догадаться что дальнейшее "продвижение" ведется по словам, которые по тем же причинам выбрали их коллеги из других студий - т.е конкуренция высока, эффекта нет.
После сбора ядро нужно очистить от мусорных слов (а их предварительно нужно узнать у вас, а также пройтись по списку и выявить дополнительно то, что не было учтено вами), проверить частотность (вспомните ненужные нулевые запросы), а далее самое веселое - этот огромный список слов нужно разбить на блоки, чтобы каждый блок соответствовал страничке на вашем сайте - этот процесс называется "кластеризация запросов".
Кластеризация бывает двух больших видов - просто по словам - от нее практически нет толку, и по поисковой выдаче, которая является наиболее корректной для продвижения сайтов в настоящее время.
Сейчас существует много сервисов, предлагающих кластеризацию по поисковой выдаче, но смысл в том, что любую кластеризацию нужно проверять и корректировать руками, что рутинно и занимает приличное количество времени даже для небольших сайтов.
После того, как блоки слов определены, нужно создать/корректировать структуру сайта, подготовить первоначальную оптимизацию страниц и внедрять все это на сайт.
Далее пишутся тексты, и проводятся другие работы по дальнейшей оптимизации, аналитика.
После этого этапа сайт нуждается в поддержке текущей оптимизации и постоянном развитии, поэтому не стоит надеяться на то, что "мне все сделают за 3 месяца и я буду спокойно получать клиентов" - такое редко бывает, конкуренты не дремлют, поисковые машины обновляют алгоритм, спрос меняется - под все это нужно регулярно подстраиваться.
О стоимости работ
А теперь, принимая во внимание что вы сейчас узнали, подумайте - при стоимости 600руб за нормо-час рядового SEO специалиста, может ли продвижение сайта стоить 15 тысяч рублей в месяц? Да! Только при этом по сайту практически не будет проводиться никакой работы, и эффекта от продвижения, в лице ваших новых счастливых клиентов, вы не увидите.
Зато будете видеть счастливую морду менеджера в момент отправки вам очередного счета:
"Я вам счет отправил, пришлете платежку?"
А вы такой ему "Мы больше с вами не работаем"
Заключение
Без ответа остался один вопрос - почему большинство компаний уверены что SEO не работает? Потому что их сайты не продвигали, а задвигали подальше, раскручивая (на деньги естественно) в это время других счастливчиков;)
Теперь вы знаете как избежать развода со стороны компаний, предлагающих псевдопродвижение сайта.
Ищите SEO-компанию, которая будет аргументированно развивать ваш бизнес и не попадайтесь на уловки раскрученных компаний конвейерного типа;)