Вряд ли кто-то станет возражать, что выстроенный по четкой и внятной системе бизнес имеет гораздо больше шансов на успех.
Действительно, маркетинг, продажи, финансы, производство, юридическое сопровождение, кадровая политика, администрирование, стратегия и многие другие составляющие являются неотъемлемой частью хорошо отлаженного механизма по управлению бизнесом и требуют самого серьезного внимания со стороны его основателей.
Но не стоит забывать о том, что каждая коммерческая организация (то есть, каждый бизнес-проект) имеет свой жизненный цикл, подчиненный общим законам.
Из этого следует очень важный вывод – каждый этап жизненного цикла характеризуется вполне определенными особенностями и закономерностями и требует вполне определенного подхода к управлению бизнесом именно на этом этапе.
Многочисленные примеры из реальной жизни лишь подтверждают правильность этого вывода.
Мы нередко сталкивались с ситуациями, когда в динамичную, растущую организацию приходили выпускники программ МВА и не могли справиться с возложенными на них задачами, потому что их научили работать строго «по правилам», по стандартным «алгоритмам».
И при этом «забыли» привить дух предпринимательства, который является главной отличительной чертой сотрудников на этом этапе развития компании.
Точно также в старых «аристократических» компаниях надолго не задерживаются менеджеры с ярко выраженными качествами предпринимателей. Их «угнетают» процедуры, в которых нет места главному звену любого бизнеса – клиентам.
Поэтому эти люди либо «успокаиваются» и принимают «правила игры» в «аристократизм», либо увольняются и идут работать в более молодые фирмы, не достигшие пока этого этапа.
Так все-таки, наличие «системности» в бизнесе – это хороший признак или предпосылка к постепенному «увяданию» и в конечном итоге гибели компании?
Истина, как всегда, находится где-то посередине. Хорошо отлаженная и работающая «как часы» система является, вне всякого сомнения благом, к которому должна стремиться каждая коммерческая организация.
Но эта система не должна превращаться в «вещь в себе», когда все процессы направлены не на удовлетворение нужд и потребностей клиентов, а всего лишь на приверженность сложившимся традициям.
Как избежать такой ловушки, что нужно делать, чтобы компания жила и успешно развивалась длительное время, мы обязательно рассмотрим в наших следующих публикациях.
А пока небольшая байка, которая как раз и описывает стандартные проблемы, с которыми сталкиваются компании на этапе «аристократизма».
Предприниматель средней руки приехал в Париж, чтобы посетить лучший ювелирный магазин в этом городе.
Сначала он попросил совета у своего друга. «Отправляйся на улицу Ля–Мишель, 25, я слышал, что там лучший магазин», — ответил ему друг.
Предприниматель отправился по указанному адресу. Там его встретил служащий, одетый в красную ливрею с золотыми эполетами и блестящими пуговицами.
Вежливо коснувшись рукой края цилиндра, служащий спросил: «Чем могу служить, сэр?»
«Я хотел бы купить кое–какие драгоценности».
«Тогда пройдите в левую дверь», — сказал служащий в красной ливрее.
Покупатель вошел в левую дверь и оказался в помещении, где его поприветствовал служащий, одетый в синюю ливрею, и спросил: «Вам нужны ювелирные изделия для мужчин или для женщин?»
«Для женщин», — ответил покупатель, после чего ему было предложено пройти по коридору направо.
В конце коридора его встретил служащий в фиолетовой ливрее и спросил: «Вас интересует золото или серебро?»
«Золото», — последовал ответ.
«Тогда, пожалуйста, пройдите по коридору налево».
После этого покупатель повстречал еще трех служащих, которые выясняли его желания и указывали направление дальнейшего движения.
Наконец, последний служащий спросил, что он хочет купить: бриллианты или рубины.
«Рубины».
«В левую дверь, пожалуйста».
Покупатель открыл дверь и очутился на улице.
Озадаченный, он вернулся в отель и позвонил другу.
«Ну как?» — спросил его друг.
«Мне не удалось ничего купить, но зато какая у них система!»
Мораль этой истории проста – в погоне за «системой» не следует ни на минуту забывать о своих клиентах и их нуждах.
Вы можете поделиться в отзывах своим опытом работы в организациях, находящихся на разных стадиях развития. О том, как у вас решались текущие проблемы.
А пока подписывайтесь на наш канал, знакомьтесь с его материалами. Мы постараемся освещать в публикациях нюансы, о которых очень редко пишут в книгах, но без которых бизнес не может быть успешным.