Найти тему
Густо Д.

ВГИКовская оценка "Оскара"-2020. Часть 1.

Последний человек
Последний человек

За многолетнее существование ВГИКа лишь единицам удалось поступить с первого раза, а закончить – в трезвом уме, творчески полноценными, с чистой совестью и без прогулов. У меня получилось. Но стоила ли овчинка выделки? Вместо обучения нам (в нас!) кинули комок субъективных суждений, затёртый от долгого ношения в кармане советского кособокого пальто, слипшийся в неразличимую массу, пропитанный телесными выделениями. Я вспоминаю его, когда вижу распределение оскаровских статуэток в этом году. Американские киноакадемики отмахнулись от технических чудес, проморгали красоту, посмеялись над титаническим трудом – в общем, применили ВГИКовскую систему оценки.

Номинация "операторская работа". «Маяк» проиграл, хотя фильм уникальный - его можно сравнить только с «Последним человеком» Фридриха Вильгельма Мурнау, причём не в пользу последнего.
Во время съёмок обоих фильмов буквально на ходу изобреталось новое, однако при работе над более свежей картиной взгляд создателей был направлен как вперёд, так и назад - они решили использовать самое выразительное за всю историю кино. Что-то вышло, что-то нет, идея задействовать антикварную камеру оказалась жизнеспособной, естественное керосиновое освещение подвело. Вниз и вверх скакала линия на графике побед и поражений. Похоже на кардиограмму.
Живое существо.
Живое творчество.
Можно ли за одно это дать «Оскар»? Нет. Премия зрительская. Из закулисной работы складывается лишь половина оценки, вторую половину выдыхает замерший зал.
И тут мы снова должны сравнивать «Маяк» не с победителем 2020 года, а с фильмами столетней давности, потому что у них одинаковая задача, намного более весомая, чем банально рассказать банальную историю. Создать художественный образ. По любому, наугад выбранному кадру видно, что задача эта выполнена отлично. Члены жюри либо поленились посмотреть хотя бы трейлер, либо имеют пробел в образовании аккурат на эпохе немого кинематографа.
Возможно ли такое? Вполне – коль скоро даже старейший киноВУЗ игнорирует «Последнего человека».
Копия в закромах есть.
Нет педагогов, способных её подать под удобоваримым соусом.
Студенты – толпа слепцов, вверивших себя слепым поводырям. Если революционную операторскую работу не показывают и не обсуждают в рамках программы, стадо само не пойдёт напиться из «Последнего человека». Надо знать, что и где искать, надо тратить свободное время. Лень.
Мне повезло прочесть о фильме ещё в школьном возрасте, позже посчастливилось посмотреть его на большом экране. Быть может, благодаря этому сегодня я могу разглядеть в потёмках «Маяка» кое-что, кроме нагромождения теней над морем мрака.
А вот американских академиков удача явно обошла стороной. Учились в самых разных заведениях, наверняка занимались и самообразованием, однако результат голосования почему-то попахивает ВГИКом.

Подписывайтесь на канал, который ведёт специалист.