Дочь онгутского бая буквально вырастила себе жениха.
С самого детства Мандухай почти ничем не отличалась от своих братьев. Девушки ее племени обычно обучались лишь домашней работе и уходу за мужчиной, но эта монголка зачем-то освоила все то, что обычно требуется бойцам-мужчинам.
Самая умная монголка
Прежде всего стала лучшей наездницей и стрелком, а заодно и разобралась в грамоте. Однако дело было не столько в этих мужских умениях, а в том уме, которым наделила Мандухай природа. Он никогда и впредь не изменял этой женщине и вел ее по пути побед.
Вероятно поэтому хан династии Северная Юань выбрал ее в жены, когда стало понятно, что первая супруга уже не сможет подарить ему наследника. Мандуулу было 27, его невеста пошла под венец в 17 лет, хотя по мудрости уже была гораздо взрослее свои ровесниц.
В годовщину свадьбы молодых во дворце родился прелестный мальчик. Он не был сыном хана, но приветствовали его с такой же радостью - его отец верой и правдой служил Мандуулу и выполнял при нем все поручения. Баян вышел из рода Борджигинов, а они были такими древними, что, можно сказать, дали жизнь и ветке, в которой появился Чингисхан.
Но такое родство было слишком дальним, чтобы считаться родней хана.Что уж там не поделили хан и его соратник, неизвестно, но сошлись не на шутку.
Малыш остался без отца, а мать спешно вышла замуж за другого, чтобы уцелеть. А маленького Бату некоторое время передавали из семьи в семью в родном племени, чтобы воспитать, как положено в роду. Шли годы, а сын у хана так и не появлялся. Но Мандуул не хотел брать новую супругу, его радовала любимая Мандухай и две прекрасные дочери, которые родились одна за другой.
Почему-то небеса не посылали Мандухай сына, но позже стало ясно, что так было задумано свыше. Время родить наследника еще не пришло. Счастье подошло к концу, когда Мандухай вновь осталась одна.
Наследный принц
Тридцатилетняя ханша, два раза побывав замужем, так и не смогла обзавестись мужским потомством. И тут она вспомнила о маленьком Бату, по крови являвшимся благородным монголом.
Мальчика разыскали. Ему было 11 лет. Мандухай приняла его как члена семьи и занялась воспитанием. Ребенок, хоть и рос не сиротой, был сильно запущен.
Ему требовалось лечение, а здесь у ханши были все возможности. Он, как никто другой подходил ей как будущий император, и Мандухай по сути заменила ему мать. Но мать хана не вполне ханша. Это совсем другое. Этим положением удовлетворилась бы любая другая, но не дочь степей, выросшая в седле.
Она не планировала его покидать. Зная о свободной ханше, на ее руку стали претендовать и другие готовые к трону монголы. Лучшим считался Нойонболод, наследник Чингисхана по почти по прямой линии.
Чего еще было желать царице? Однако жених получил отказ. При этом Мандухай поступила умно, как и всегда. Она уговорила жениха отказаться, чтобы не оставлять после себя обиды в его сердце. Но если б ему знать, что Мандухай вовсе не собирается провести остаток дней в молитвах и одиночестве.
В ее сердце был другой. Она наблюдала как растет Бату, как он становится мужественным ханом и давно решила, что дождется лишь срока. Бату станет ее мужем.
Всего каких-то четыре года отделяли ее от нового счастья. Несмотря на удивление окружения, ничуть не сомневаясь, Мандухай пошла под венец с 19-летним ханом, которого сама и воспитала.
В ее годы в те времена женщины готовились уже к пути в поднебесную. Но непосредственная ханша как будто только начинала жить. Одну за другой, она стала рожать супругу по двойне крепких сыновей. Где отсались те времена, когда она мечтала о хотя бы одном сыне? Теперь у нее их было семеро. По преданию, она так и просила в своих мольбах к небу. Ее время пришло - ее услышали.
Но своим привычкам она не отказала. Как и в юности, крепкая ханша садилась на коня и выезжала в походы вместе с мужем и сыновьями. Дожила ханша до 60-ти лет. Молодой супруг пережил свою любимую Мандухай, но надо ли уточнять, что именно ее сын принял трон отца, когда пришло время? Только она была способна подарить династии такого же сильного хана, какой была его мать-ханша.