******************************************************************************Друзья! Очень хочется знать ваше мнение. Не поленитесь, напишите. Жду вашу критику, замечания, дополнения возможно и возникшие вопросы. (Хотя главная моя цель донести ДО ВНУКОВ информацию о наших предках, ну, и немного о себе)
*******************************************************************************
Говори мне мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!
Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!
Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!
Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый
Может, это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!
*******************************************************************************
ВОСПОМИНАНИЯ О ДОВОЕННОМ ВРЕМЕНИ.
ПО ЛИНИИ МАМЫ.
Бабушка
Ольга Михайловна Ефимова – Тумасова
вышла замуж за Николая Тарасовича Тумасова - предположительно - в период с 1918 года по 1922 год.
У бабушки, кроме Надежды Николаевны, был ещё один ребёнок. Это была девочка, которую звали Роза. По какой причине она умерла и была ли она старше или младше моей мамы , я не помню. Помню только, (по рассказам) что умерла она в очень раннем возрасте.
Моя мама
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ГАВРИКОВА (девичья фамилия - ТУМАСОВА)
Родилась 15 декабря 1923 года.
Местом её рождения мог быть и «шумный» дом при фабрике имени «Петра Алексеева». И дом № 38 по первому Головинскому посёлку, точную дату постройки которого , соответственно, и дату переселения из Михалково, я не знаю.
Такое расплывчатое заключение (по поводу места рождения) я сделал, потому что она рассказывала, что училась в школе недалеко от Михалково.
Позже уже в 21 веке. Из воспоминаний Лукина Александра я узнал, что его мама Зинаида Михайловна Андрианова (Лукина) была одноклассницей Надежды Николаевны. А главное, что школа их находилась на улице Онежской в доме № 3. Конечно, это современный адрес их школы, которая стоит и сейчас.
До 1964 года улица эта состояла из двух шоссе, которые с 1927 года назывались Лихачёвское и Октябрьское.
Ещё Зинаида Михайловна рассказывала , что в школе было много кружков для ребят. Ей , например, нравились занятия в школьном кукольном театре. А Надежда Николаевна (по словам одноклассницы) , хорошо пела и соответственно ходила в хоровой кружок.
(После того, как я услышал это воспоминание, я понял, что и мама, и соседка тётя Зина ходили в школу из Головино вместе. Жили мы с ними тоже вместе, в то время в соседних домах. Стала появляться уверенность, что всё-таки мама родилась в Головино)
(А ещё - я задумался по поводу 1923 года. Ведь это - всего шесть лет после революции! Пройдёт ещё восемнадцать лет, и грянет война. Кому чего выпадает – кому- революция, кому- война, а кому- перестройка)
Помню, что мама частенько вспоминала учителя рисования, который всё время отмечал её способности. Он настойчиво советовал ей поступать в художественное училище.
Впоследствии она сожалела, что не пошла по этой линии. А причиной , помешавшей этому , она считала пристрастие своего отца к водке. Часто ей приходилось идти в школу после бессонных ночей, виновником которых , конечно, был пьяный Николай Тарасович.
Она не скрывала , что по этой причине общая успеваемость в школе у неё, мягко говоря, хромала. И , кажется, поэтому она очень рано просто бросила школу.
(1978 – 1988) Вспоминаю, что когда к бабушке Наде приезжала внучка Лариса (Гаврикова Лариса Николаевна), и они присаживались к столу, то сразу было видно, что их беседа неплохо идёт на уровне рисунка.
Видимо, Надежде Николаевне было интереснее и проще что - то объяснить или рассказать внучке при помощи цветных карандашей и бумаги. Помню, что рисунки выходили немного примитивные, но на листе кипела жизнь. Там появлялись играющие во дворе детишки. Росли деревья, под которыми прыгали зайцы, и ещё какие - то животные. По дорогам ездили машины, над которыми в небе летали самолёты.
Скорее всего, бабушка Надя в эти минуты возвращалась в те далёкие тридцатые годы, где в мечтах и планах её было обучение живописи и рисунку в художественном училище. Где остались сюжеты нашей Головинской жизни, не попавшие на белый холст.