Почему профессия юриста до сих пор популярна? У меня нет ответа на данный вопрос. Казалось бы, прошли те времена, когда каждый третий, если не второй, стремился поступить на юридический, неважно куда – пусть даже в только что открытый «университет», чтобы по окончании получить заветный диплом. Многим казалось, что этот диплом проложит дорогу в счастливое будущее с манной небесною. Это потом уже большинство узнавало, что их дипломы особо никому не нужны, т. к. знания их поверхностны, а университеты липовы. И работали такие горе-юристы, кто где придется.
Но ладно тогда, но сейчас-то зачем идут в юристы? Понимают ли мечтающие о такой профессии, что грядут серьезные изменения, которые затронут и юридическую сферу в частности? Полагаю, что нет.
Мир стремительно меняется. Архаические профессии, к которым, безусловно, относятся и юристы канут в лету, по крайней мере юридическая деятельность будет подвержена серьезным трансформациям. В этом у меня нет никакого сомнения. Случится это, конечно, не прямо завтра, но в обозримой перспективе – точно. Почему? Да потому что как бы это грубо не звучало, но основное умение юриста заключается в поиске информации и ее оформлении в юридическую форму. Что делает юрист – он отыскивает конкретное или близкое по содержанию положение закона к разбираемой ситуации и оформляет все это должным образом. Я не открою здесь тайну, знать все, конечно же, невозможно, и юристы здесь – не исключение. Предполагается, что юрист знает «базу», а все остальное он ищет, прибегая к помощи всевозможных поисковых систем. Современный юрист без компьютера обойтись не может.
Баста, финита-ля комедия. Если вся информация содержится в компьютере, то почему бы эти компьютеры не научить самостоятельно отыскивать нужную информацию для каждого случая. И учат, и научат. Про искусственный интеллект, нейронные сети и большие данные не говорит только ленивый.
Поэтому идти в юристы сейчас – все равно, что осваивать профессию кавалериста в определенные годы прошлого века, когда из люка танка постучали. Но время задуматься над этим еще есть.