Это случилось в жаркий июльский день. В деревне вовсю шел сенокос. В домах оставались старики, да маленькие дети. Все остальные страдали от жары в душных кабинах комбайнов и тракторов. Несколько домов в деревне скупили москвичи под дачи, в них кипела своя особая праздная жизнь, люди там отдыхали. Не торопясь, чинно шли на реку, на пляж, загорали и купались.
Мы, деревенские пацаны , помогали взрослым , ворошили траву, стаскивали вязанками готовое сено, валяли его на сушилы, складывали в стога. Ни кто не отлынивал. Взрослые наказали нам что делать - мы все делали. В свободное время бежали на речку купаться.
Кроме этого мы ловили раков и рыбу и отдавали их почти за так, (за горстку сушеных фиников, апельсины) богатым москвичам. Не все приезжие были снобами. Мы дружили с приезжей девочкой Женей и ее маленькой сестренкой Дашей. Отец и мать у них были врачами. Мы водили их за грибами и ягодами.
Однажды мы загорали как тюлени, всем гагалом. Играли в карты, в дурака. Младшая бегала на пляже. Вдруг прибежала испуганная Дашка и сказала, что нашла палку, что она шевелится, что она хотела схватить ее, а она ,эта палка укусила ее в руку . Мы спросили, где это с ней случилось. Она показала место.
Мы увидели на песке следы змеи и пошли по ним. Наши подозрения подтвердились- это оказался не безобидный уж - а небольшая гадюка. Мы перепугались, взяли Дашку на руки и потащили ее к родителям. Они так испугались, что нам стало страшно жутко за них, мать упала в обморок, а отец не знал кого приводить в чувство. Мы ему предложили тащить Дашку на закорках в соседнюю деревню, что находилась в двух километрах от нас, там был фельдшерский пункт, там должно было быть противоядие. Он согласился. Мы помчались как ветер в соседнюю деревню, неся ее поочереди . Отец бежал с нами и помогал тащить . Женька осталась с мамой. Даша держалась молодцом, она наверное не вполне понимала, что с ней случилось. Когда мы притащили ее в фельдшерский пункт и рассказали что случилось, тетя Фая- фельдшер побледнела, отвела отца Даши в сторонку, у них состоялся разговор. Мы поняли, что последнее противоядие было уже использовано, так как в этот год развелось много гадюк, а противоядия было выделено как всегда. Ждать противоядие из райцентра нужно было долго, девочка могла не выдержать. Тетя Фая позвонила в район и доложила обстановку,
затем предложила отнести Дашу к местному знахарю дяде Ивану. Дядя Иван был без руки, руку ему оторвало снарядом во время Великой Отечественной войны. Вместо левой руки у него был протез. Он готовил разные отвары и лечил и животных и людей. Местные обращались к нему по всякому поводу и по поводу укусов змей также. Почти всегда он им помогал, а когда не мог, отправлял их к тете Фае в фельдшерский пункт. На этот раз все оказался наоборот. Мы объяснили, что произошло. Дядя Иван подмигнул Даше, ласково усадил на колени, осмотрел руку, потом спросил нас убили ли ли мы змейку , мы ответили что- нет, он ответил что это правильно, -нельзя убивать божьего гада . Затем предложил отцу и Даше чай. Его спокойствие передалось всем. Нас он попросил выйти.
Дальше, рассказ идет от отца Даши. Вот что он нам рассказал. Дядя Иван с его разрешенья дал дочери выпить какой-то отвар, затем когда она уснула, стал читать молитву , а время от времени заставлял шипеть отца и тетю Фаю. Читал очень долго, до тех пор пока опухшие синюшные края ранки не стали розоветь. Затем приложил какую -то мазь. И торжественно объявил, что все хорошо, пусть девочка поспит еще несколько часиков, а потом ее можно забрать . Через несколько часов отец вынес Дашу, мы были счастливы, что все обошлось.
Через несколько дней вся семья уехала в Москву. Девочек мы больше не видели. Отец их приезжал, только один раз когда продавал дом другому москвичу. Сказал, что у девочек все хорошо, но к нам больше не приедут ни когда, уж слишком неприятное событие произошло.
Я , став постарше, спросил дядя Ивана, что за молитву он читал, он засмеялся и сказал, что читал не молитву, а несколько раз балладу Стивенсона "Вересковый мед" на английском языке. Он объяснил мне, что укушенный змеей человек не должен паниковать, если не может добраться за помощью, должен найти тень, ни в коем случае не шевелится, сохранять неподвижность как можно дольше , дышать равномерно, спокойно. Яд в ране блокируется при неподвижности, распространяется очень медленно, в это время организм вырабатывает антитела, которые действуют как антидот и организм человека сам справляется с ядом, кроме этого человек на время приобретает иммунитет к данному виду яда. Что во время войны в боях на Кавказе, его этому научил один из местных бойцов. На Кавказе змей очень много и такие случаи происходят часто , они не считаются особенными. А то, что заставлял шипеть фельдшера и отца Даши, только, чтобы они излишне не дергали ребенка, и сами успокоились.
Этот случай произошел в 1979 году. Ставьте лайки если эта история Вам понравилась.