Итальянский классик эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти нередко изображал в своих работах женские образы. Оставаясь верным цветовому стилю своего учителя Пьетро Перуджино, Рафаэль использовал яркие и насыщенные цвета, которые предавали его работам живость и выразительность.
Разберемся, что особенно увлекало Рафаэля в женских образах и кто был прототипом самых известных картин.
Обнаженное женское тело: мифология
Полуобнаженные и обнаженные женщины в живописи интересовали Рафаэля, а их прорисовка требовала усилий и насмотренности. Об этом процессе художник писал своему покровителю Агостино Киджи: «Поскольку и здравый смысл, и красивые женщины редки, я должен использовать определенный идеал, который представляется мне. Я не знаю, есть ли в этом художественное совершенство, но делаю все возможное, чтобы его достичь».
«Три грации» (1505 г.)
Итальянский художник одним из первых ввел в художественную практику изображение обнаженных моделей-женщин. Его «Три грации» отличаются особенной реалистичностью, которая очаровывает не только своими достоинствами в виде округлых, изящных форм, но и маленькими несовершенствами, прорисованными мягкими линиями, характерными для дальнейшего творчества Рафаэля.
«Триумф Галатеи» (1512 г.)
Созданная в 1512 году фреска «Триумф Галатеи» — заказ богатейшего человека Италии, банковского магната Агостино Киджи, для своей семейной виллы в Риме.
В основе сюжета лежит рассказ из греческой мифологии. Красавица Галатея превратила своего возлюбленного, пастуха Акида, в прозрачную реку после того, как его раздавил ревностный циклоп Полифем. Прекрасная нимфа, написанная Рафаэлем, олицетворяет спокойствие водной стихии и обращает свой взгляд к Амуру, символу чистой любви.
Поза прекрасной Галатеи напоминает фигуру Святой Екатерины Александрийской, изображенной художником в работе 1507 года.
Образ Мадонны с младенцем
Еще в своем раннем творчестве Рафаэль обращался к изображению Мадонны и ее младенца, он стремился обожествить этот вечный и идеальный образ. Его картины с пирамидальной композицией отражают гармонию и семейный покой.
«Сикстинская Мадонна» (1512 г.)
Работа 1512 года — одна из последних и самых крупных в этой тематике. Это полотно было создано для алтаря церкви Сан-Систо в итальянском городе Пьяченце.
Мать и младенец парят в воздухе, едва касаясь облаков под собой. Непривычно прямой взгляд Мадонны, словно направленный на зрителя, выглядит грустным: она знает, какая трагедия настигнет ее сына.
Треугольную композицию создает окружение Мадонны — Святые Сикст II и Варвара, а также два маленьких ангела, которые с задумчивостью и серьезностью смотрят на младенца и мать снизу. Тем не менее, смирение и спокойствие главных героев создают особую легкость и красоту полотна.
Тайная возлюбленная: «Форнарина» (1518-1519 г.)
«Форнарина» — одна из самых загадочных картин в творчестве итальянского мастера. Полуобнаженную молодую девушку принято считать его любовницей и музой, которой стала 17-летняя дочь пекаря Маргарита Лути. Будучи помолвленным с племянницей влиятельного ватиканского кардинала (но она умерла раньше, так и не дождавшись свадьбы), Рафаэль был в любовных отношениях с натурщицей, очаровавшей его своей красотой.
Форнарину нередко считают прототипом таких известных работ художника, как «Сикстинская Мадонна» и «Донна Велата».
Интересно, что во время реставрации полотна «Форнарина» на левой руке девушки было обнаружено обручальное кольцо. Этот факт до сих порождает споры: был ли между ней и Рафаэлем тайный брак, из-за которого художник долгое время не женился на племяннице кардинала Биббиены, Марии. Впрочем, это одна из теорий. Часть искусствоведов не исключает, что отношения Рафаэля Санти и Маргариты Лути — лишь романтический миф.
Автор: Виктория Маслова
В творчестве какого художника, по вашему мнению, женский образ тоже занимает центральное место?
Другие статьи на эту тему:
Образ женщины в работах Мухи: художник, который писал богинь