Найти тему

Образ женщины в работах Рафаэля: мифология и тайная любовь

Оглавление
Автопортрет. Рафаэль  (1506 г.)
Автопортрет. Рафаэль (1506 г.)

Итальянский классик эпохи Высокого Возрождения Рафаэль Санти нередко изображал в своих работах женские образы. Оставаясь верным цветовому стилю своего учителя Пьетро Перуджино, Рафаэль использовал яркие и насыщенные цвета, которые предавали его работам живость и выразительность.

Разберемся, что особенно увлекало Рафаэля в женских образах и кто был прототипом самых известных картин.

Обнаженное женское тело: мифология

Полуобнаженные и обнаженные женщины в живописи интересовали Рафаэля, а их прорисовка требовала усилий и насмотренности. Об этом процессе художник писал своему покровителю Агостино Киджи: «Поскольку и здравый смысл, и красивые женщины редки, я должен использовать определенный идеал, который представляется мне. Я не знаю, есть ли в этом художественное совершенство, но делаю все возможное, чтобы его достичь».

«Три грации» (1505 г.)

Древнегреческие богини с картины Рафаэля - воплощения Невинности, Красоты и Любви.
Древнегреческие богини с картины Рафаэля - воплощения Невинности, Красоты и Любви.

Итальянский художник одним из первых ввел в художественную практику изображение обнаженных моделей-женщин. Его «Три грации» отличаются особенной реалистичностью, которая очаровывает не только своими достоинствами в виде округлых, изящных форм, но и маленькими несовершенствами, прорисованными мягкими линиями, характерными для дальнейшего творчества Рафаэля.

«Триумф Галатеи» (1512 г.)

-3

Созданная в 1512 году фреска «Триумф Галатеи» — заказ богатейшего человека Италии, банковского магната Агостино Киджи, для своей семейной виллы в Риме.

В основе сюжета лежит рассказ из греческой мифологии. Красавица Галатея превратила своего возлюбленного, пастуха Акида, в прозрачную реку после того, как его раздавил ревностный циклоп Полифем. Прекрасная нимфа, написанная Рафаэлем, олицетворяет спокойствие водной стихии и обращает свой взгляд к Амуру, символу чистой любви.

Поза прекрасной Галатеи напоминает фигуру Святой Екатерины Александрийской, изображенной художником в работе 1507 года.

«Святая Екатерина Александрийская» (1507-1508 г.)
«Святая Екатерина Александрийская» (1507-1508 г.)

Образ Мадонны с младенцем

Еще в своем раннем творчестве Рафаэль обращался к изображению Мадонны и ее младенца, он стремился обожествить этот вечный и идеальный образ. Его картины с пирамидальной композицией отражают гармонию и семейный покой.

«Сикстинская Мадонна» (1512 г.)

Работа 1512 года — одна из последних и самых крупных в этой тематике. Это полотно было создано для алтаря церкви Сан-Систо в итальянском городе Пьяченце.

-7

Мать и младенец парят в воздухе, едва касаясь облаков под собой. Непривычно прямой взгляд Мадонны, словно направленный на зрителя, выглядит грустным: она знает, какая трагедия настигнет ее сына.

Треугольную композицию создает окружение Мадонны — Святые Сикст II и Варвара, а также два маленьких ангела, которые с задумчивостью и серьезностью смотрят на младенца и мать снизу. Тем не менее, смирение и спокойствие главных героев создают особую легкость и красоту полотна.

Тайная возлюбленная: «Форнарина» (1518-1519 г.)

-8

«Форнарина» — одна из самых загадочных картин в творчестве итальянского мастера. Полуобнаженную молодую девушку принято считать его любовницей и музой, которой стала 17-летняя дочь пекаря Маргарита Лути. Будучи помолвленным с племянницей влиятельного ватиканского кардинала (но она умерла раньше, так и не дождавшись свадьбы), Рафаэль был в любовных отношениях с натурщицей, очаровавшей его своей красотой.

Джулио Романо. «Дама за туалетом, или Форнарина» (ок. 1520 г.)
Джулио Романо. «Дама за туалетом, или Форнарина» (ок. 1520 г.)

Форнарину нередко считают прототипом таких известных работ художника, как «Сикстинская Мадонна» и «Донна Велата».

«Портрет дамы с вуалью, или Донна Велата» (1516 г.)
«Портрет дамы с вуалью, или Донна Велата» (1516 г.)

Интересно, что во время реставрации полотна «Форнарина» на левой руке девушки было обнаружено обручальное кольцо. Этот факт до сих порождает споры: был ли между ней и Рафаэлем тайный брак, из-за которого художник долгое время не женился на племяннице кардинала Биббиены, Марии. Впрочем, это одна из теорий. Часть искусствоведов не исключает, что отношения Рафаэля Санти и Маргариты Лути — лишь романтический миф.

«Рафаэль и Форнарина» (1814). Жан Огюст Доминик Энгр
«Рафаэль и Форнарина» (1814). Жан Огюст Доминик Энгр

Автор: Виктория Маслова

В творчестве какого художника, по вашему мнению, женский образ тоже занимает центральное место?

Другие статьи на эту тему:

Образ женщины в работах Мухи: художник, который писал богинь

Образ женщины в работах Мунка: от «Крика» до «Мадонны»

Образ женщины в живописи: от египтянки до Мерлин Монро