Все мы привыкли, что современный классический авианосец является огромным плавающим аэродромом, основное и единственно вооружение которого составляет базирующаяся на нем авиация. Стратегия применения подобных кораблей предполагает их использование исключительно в сопровождении мощного эскорта, который берет все задачи по противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороне дорогостоящего авианосца на себя.
В СССР же из-за не столь обширных подконтрольных акваторий и ограниченности военного бюджета пошли совершенно иным путем – начали разработку авианесущих крейсеров. Эти универсальные боевые единицы не только несут авиакрыло но и полностью берут на себя задачи по обеспечению собственной безопасности. В этой статье речь пойдет о кораблях проекта 1143 – тяжелых авианесущих крейсерах, распроданных по цене металлолома после развала СССР.
ТАКР "Киев" и "Минск"
Являясь дальнейшим развитием противолодочных авианесущих кораблей проекта 1123 «Кондор», проект 1143 «Кречет» предполагал создание универсальных крейсеров с тяжелым вооружением способных нести не только вертолеты, но и самолёты вертикального взлёта и посадки. Воплотить идею в полной мере не позволила техника. А именно, доступные на тот момент флоту самолёты Як-38 были сильно ограничены в своих боевых возможностях и значительно уступали обыкновенным машинам ВВС.
Первые корабли проекта, получивший название «Киев» и «Минск», пополнили состав ВМФ СССР в 1975 и 1978 годах соответственно. Основное, ракетное вооружение, крейсеров было представлено 8 крылатыми ракетами «Базальт», способными атаковать крупные надводные цели и береговые укрепления на расстоянии до 550 км. Также корабли имели серьезное зенитно-ракетное, артиллерийское и противолодочное вооружение. А авиакрыло состояло из 12 вертолётов Ка-25 и Ка-27 и 12 самолётов Як-38.
В связи со значительной выработкой ресурса и недостатком средств на ремонт и дальнейшую эксплуатацию оба корабля были списаны в 1993 году. «Киев» был продан неустановленным лицам меньше чем за 2 млн. долларов. Перепроданный в дальнейшем КНР в 2011 году он был полностью переоборудован в дорогой плавучий отель на 148 номеров. Что касается «Минска», то он, проданный в 1995 году на распил в Южную Корею, сейчас является тематическим парком в Китае.
"Новороссийск" - продан на металл
Следующий крейсер, «Новороссийск», решал в себе многие недостатки предыдущих кораблей проекта. Но создавался под новые типы перспективного вооружения, которое так и не получил. Не дождался «Новороссийск» и новейшего самолета Як-141, под который создавался ещё «Киев». В итоге новейший крейсер получился самым ослабленным в плане вооружения. Поступивший в ВМФ в 1982 году он участвовал в боевых походах вплоть до 1991 года. Из-за недостатка средств на содержание «Новороссийск» списали в 1994, продали в Южную Корею и утилизировали в 1997 году.
ТАКР "Адмирал Горшков" на службе ВМС Индии
Четвёртый корабль проекта «Адмирал Горшков» или «Баку», который пополнил флот в 1987 году, был уже по-настоящему тяжёлым авианесущим крейсером. Он получил новое артиллерийское вооружение, новый радиолокационный комплекс и броневую защиту погребов боезапаса и авиационных ангаров. Авиакрыло «Баку» состояло уже из 36 самолетов и вертолётов. Но вскоре программа нового самолета вертикального взлета и посадки, Як-141, была свёрнута и авианесущий крейсер остался без своего основного вооружения.
Очень дорогой в обслуживании, после развала СССР крейсер оказался ненужным балластом. В 1994 начались переговоры о продаже корабля Индии. В дальнейшем «Баку» был переоснащен для базирования МиГ-29К, укомплектован российскими самолетами и пополнил ВМФ Индии в 2013 году.
Последние корабли проета
Пятый крейсер, построенный уже по обновленному проекту для базирования самолетов МиГ-29К и Су-33, ныне известный как «Адмирал Кузнецов», удалось сохранить, когда командующий кораблем Виктор Ярыгин принял решение увести крейсер из украинского Севастополя в 1991 году.
Следующий авианосец, получивший знаменитое название «Варяг», к 1992 году, когда он перешёл Украине, был готов почти на 70%. Далее корабль продали Китаю, где он прошёл модернизацию, был достроен и официально вступил во флот КНР в 2011 году под названием «Ляонин». А последний корабль, «Ульяновск», так и не был достроен. Когда в 1991 году финансирование проекта прекратилось, «Ульяновск» был готов на 18%. В 1992 началась разделка крейсера на металл.
Таким образом, сейчас в составе ВМФ России находится всего один авианосец. К слову, до распада СССР по количеству авианосцев мы уступали США лишь вдвое (7 против 14). Сейчас у Штатов их 11.
Если Вам было интересно, то обязательно прочитайте статью о советских вертолетоносцах «Москва» и «Ленинград», которые были проданы по цене металлолома в 1990-е годы (вспоминается история о покупке «мистралей»). Ссылка здесь.
Также статья о Российской надувной военной технике, например, Вы знаете сколько стоит надувной Т-72Б3 для минобороны РФ? Ссылка на статью.
С вами был Военный инцидент, как по мне, статья получилась интересной. Буду рад любому комментарию.