Что такое стили преподавания и какие из них считаются лучшими?
Стилем преподавания традиционно называют общие принципы и методы обучения, совмещённые со стратегией управления аудиторией. Впервые это понятие встречается в трудах философов эпохи просвещения Джона Локка («Мысли о воспитании» и Жана-Жака Руссо («Эмиль, или о воспитании»).
Локк считал, что для наилучшего усвоения материала учеником нужно вырабатывать у последнего физические привычки к обучению. Руссо концентрировал внимание на необходимости сосредоточивать образование на взаимодействии ребёнка с миром и как можно меньше концентрироваться на книгах.
Тем не менее, применять разнообразные стили преподавания начали только в начале XX века, когда к педагогам пришло окончательное понимание, что разные люди учатся по-разному, а следовательно, методы обучения должны разниться.
Действительно, кто-то усваивает информацию быстрее, а кто-то медленнее. Некоторые способны освоить что-то с первой попытки, а другим требуется практический опыт, возможно, неоднократный, чтоб окончательно понять полученные знания. Стиль преподавания во многом зависит от миссии и порядков учебного заведения, философии учителя и, что особенно важно, предметной области.
За сто лет, к началу XXI века, из-за постоянного развития педагогики и изменения потребностей учеников появилось огромное количество стилей преподавания. Но только 5 из них признаются большинством исследователей фундаментальными и наиболее эффективными.
1. Стиль авторитетности, также известный, как стиль лектора. Его основой является выступление преподавателя на заранее заданную тему, в то время как ученики сидят, слушают, делают записи и в меру своих возможностей запоминают информацию. Этот стиль наиболее популярен в университетах из-за значительного числа студентов и невозможности преподавателя отдельно работать с каждым из них.
Плюсы: стиль идеален для аудиторий с большими группами учащихся, а также для предметов вроде истории или экономики, которые, прежде всего, требуют запоминания ключевых фактов, дат, имён и т.д.
Минусы: это довольно сомнительная модель для обучения детей, так как она практически исключает взаимодействие с учителем. Кроме того, школьникам зачастую бывает трудно сохранить сосредоточенность на протяжении всей лекции. Считается, что такой подход только для сферы высшего образования.
2. Стиль демонстрации (коучинг). Во многом похож на предыдущий, однако вместо использования исключительно словесной лекции для предоставления информации предполагает применение мультимедийных презентаций, демонстраций и стимулирование активности учащихся. Считается идеальным для преподавания математики, музыки, культурологии, то есть предметов, для понимания которых чрезвычайно важна визуализация.
Плюсы: этот стиль предоставляет преподавателям возможность пользоваться различными форматами обучения, как лекциями, так и мультимедийными презентациями.
Минусы: несмотря на то, что он хорошо подходит для преподавания целого ряда дисциплин, он делает практически невозможным индивидуальное взаимодействие с учащимися в больших аудиториях.
3. Стиль фасилитации, он же активный стиль. Его суть в стимуляции самообучения через взаимодействие учителя и ученика. Практически не использует лекцию, напротив, учителя задают вопросы, а не дают ответы. Таким образом учащиеся сами глубже вникнут в тему и разовьют навыки решения различных задач. Техника хороша для небольших групп. Лучше всего подходит для преподавания естественных наук.
Плюсы: такой стиль обучает задавать вопросы и помогает развивать навыки нахождения ответов и решений с помощью исследования. Развивает у учащихся самостоятельное мышление.
Минусы: индивидуальное взаимодействие со студентами помогает им лучше освоить аналитические навыки. Но в отличии от лекции с конкретными фактами, знание которых можно чётко измерить, активный стиль делает гораздо сложнее определение реального уровня знаний учеников.
4. Стиль делегирования или групповой стиль. Используется для преподавания предметов, которые требуют работы в группе, лабораторного обучения либо взаимодействия учащихся между собой. Преподаватель выступает координатором, наблюдая процесс со стороны и способствуя налаживанию сотрудничества между студентами. Этот стиль лучше всего подходит для преподавания химии, биологии, медицины, а также иностранных языков и повсеместно набирает популярность.
Плюсы: выступление преподавателя в роли координатора вдохновляет учеников работать вместе и эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.
Минусы: считается слишком инновационным стилем. Часто подвергается критике, как подрывающий уважение к учителю, который действует скорее в качестве консультанта, а не как традиционная авторитетная фигура.
5. Гибридный (смешанный) стиль. Представляет собой обучение, которое максимальным образом учитывает личные предпочтения, особенности и интересы каждого отдельного ученика. Используется во время преподавания иностранных языков, родного языка, реже естествознания или религиоведения, поскольку позволяет легко внедрить в учебный процесс внеклассные занятия для максимально углублённого изучения конкретной темы.
Плюсы: предельно возможное взаимодействие учителя с учениками, позволяющее адаптировать самые разные педагогические методики к потребностям учащихся и каждому конкретному предмету.
Минусы: невероятно трудно для одного человека построить учебную программу таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности всех студентов. Существует большой риск распылить внимание, а это негативно скажется на преподавании.
Как видите, даже самые лучшие стили преподавания обладают не только неоспоримыми преимуществами, но и существенными недостатками. Поэтому преподаватель при выборе стиля должен отталкиваться от оценки собственных сильных и слабых сторон, наличия учебного инвентаря, навыков управления группой и сохранения дисциплины.
Также необходимо учитывать, что представленные выше стили являются так называемыми «идеальными моделями» и на практике часто комбинируются, органично дополняя друг друга. Посудите сами.
Современный историк едва ли откажется разбавить свои лекции разнообразными интерактивными картами и схемами, повышая интерес слушателей. Биологу, который предпочитает активный стиль преподавания, всё равно придётся разъяснить своей аудитории хотя бы небольшую толику материала с позиций авторитетного стиля.
И как бы работающий в гибридном стиле лингвист не пытался индивидуально взаимодействовать с каждым конкретным учеником, для некоторых заданий ему придётся делить их на группы.
А на ваш взгляд, какой из перечисленных стилей преподавания наиболее эффективный и подходящий для современных реалий?
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!