Найти тему
MAD TOSBY

Рубен Эстлунд и его прибежище неравнодушия

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Ру­бен Эс­тлунд без пре­уве­личе­ния мо­жет но­сить зва­ние пра­виль­но­го сов­ре­мен­но­го ре­жис­сё­ра: ви­зу­аль­ная сти­лис­ти­ка его филь­мов эс­те­тичес­ки при­ят­на и гар­мо­нич­на, идёт в но­гу с внед­ре­ни­ем хо­роше­го вку­са в мас­сы, спо­соб­на не ос­та­вить рав­но­душ­ны­ми бур­жу­аз­ных зри­телей и сме­лых эк­спе­римен­та­торов, ис­сле­ду­ет про­цес­сы ев­ро­пей­ской «пре­сыщен­ности». Обо всём этом — в но­вой статье ко­лон­ки

Вдох­но­вение для сво­их филь­мов Ру­бен Эс­тлунд — один из глав­ных пред­ста­вите­лей но­вого швед­ско­го ки­нема­тог­ра­фа — на­ходит как в гло­баль­ных проб­ле­мах сов­ре­мен­но­го ев­ро­пей­ско­го об­щес­тва, к ко­торым он не­из­менно при­рав­ни­ва­ет ло­каль­ную швед­скую по­вес­тку, так и в ви­рус­ных ро­ликах YouTube. До то­го как стать ре­жис­сё­ром, Эс­тлунд во­об­ще за­нимал­ся гор­ны­ми лы­жами. В ми­ре со­ци­аль­ных се­тей Эс­тлунд раз за ра­зом ис­сле­ду­ет вза­имо­от­но­шения че­лове­ка и груп­пы, а так­же от­но­шения че­лове­ка с со­бой внут­ри об­щес­тва. Его ге­рой всег­да в за­пад­не, рас­став­ленной дру­гими людь­ми — те­ми, кто ока­зал­ся в пле­ну сте­ре­оти­пов или ус­та­нов­ленных об­щес­твом пра­вил. Пред­ла­гая взгля­нуть на нор­мы с дру­гой сто­роны, ре­жис­сёр про­веря­ет их на проч­ность, что час­то вы­зыва­ет не­од­нознач­ную ре­ак­цию пуб­ли­ки. Его пер­вый ху­дожес­твен­ный пол­но­мет­ражный фильм «Ги­тара-Мон­го­ло­ид» (2004) спро­воци­ровал лёг­кий скан­дал из-за наз­ва­ния, фильм о на­силии сре­ди де­тей «Иг­ра» (2011) выз­вал в швед­ском об­щес­тве шквал кри­тики в сто­рону ре­жис­сё­ра. По сло­вам са­мого Эс­тлун­да, его целью тог­да бы­ла не­об­хо­димость об­на­жить про­тиво­речия меж­ду удоб­ны­ми сте­ре­оти­пами и ре­аль­ностью, ука­зать на вы­соко­мерие бе­лого че­лове­ка, по умол­ча­нию счи­та­юще­го лю­бого че­лове­ка дру­гой ра­сы (и во­об­ще при­ез­же­го) жер­твой. 

Ки­нок­ри­тик Ма­рия Кув­ши­нова от­ме­ча­ет: «…в пер­вых кар­ти­нах Эс­тлун­да так мно­го длин­ных пла­нов и так ма­ло мон­тажных скле­ек — об­ры­вов дви­жения, для спорт­сме­на оз­на­ча­ющих про­вал». Дли­тель­ные пла­ны, ред­кие мон­тажные склей­ки, отс­тра­нен­но-наб­лю­датель­ная эс­те­тика рас­кры­лись в пол­ной ме­ре в филь­ме Эс­тлун­да «Форс-Ма­жор» (2014), по­лучив­шем меж­ду­народ­ное приз­на­ние, ко­торый в край­не нес­пешном тем­пе по­казы­ва­ет од­ну из глав­ных проб­лем сов­ре­мен­ных пар — ил­лю­зии от­но­ситель­но бла­гопо­лучия сво­его се­мей­но­го по­ложе­ния, не­жела­ние че­лове­ка рас­кры­вать­ся сво­ему пар­тнё­ру в пол­ной ме­ре и по­пада­ние в не­лепые си­ту­ации в свя­зи с этим. Са­мая ус­пешная на се­год­няшний день кар­ти­на ре­жис­сё­ра «Квад­рат» (2017) ста­ла филь­мом-со­быти­ем Канн­ско­го ки­нофес­ти­валя 2017 го­да. Из-за нет­ри­ви­аль­но­го от­бо­ра жю­ри во гла­ве с Пед­ро Аль­ма­дова­ром на­руши­лась тра­диция пос­ледних лет, в хо­де ко­торой по­беди­теля­ми вы­бира­ли ос­тро­соци­аль­ные дра­мы. Вмес­то со­чувс­твия ма­лень­ко­му че­лове­ку, на­ходя­щему­ся в кру­гово­роте нес­пра­вед­ли­вос­ти и бю­рок­ра­тии, по­бедил фильм, пред­ла­га­ющий зри­телю от­пра­вить­ся в слег­ка аб­сур­дный гро­тес­кный мир сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва, где в при­выч­ный по­рядок ве­щей вхо­дит не­воз­можность прис­лу­шать­ся к собс­твен­ным мыс­лям; фильм, очень точ­но по­казы­ва­ющий, нас­коль­ко шат­ким мо­жет быть мир ев­ро­пей­ской то­леран­тнос­ти, о ко­торой при­нято го­ворить, но прин­ци­пам ко­торой труд­но сле­довать. Для мно­гих по­беда филь­ма «Квад­рат» ста­ла не­ожи­дан­ностью, в том чис­ле для са­мого Ру­бена Эс­тлун­да, ко­торый до пос­ледне­го был уве­рен, что по­бедит «Не­любовь» (2017) Ан­дрея Звя­гин­це­ва.

В цен­тре филь­ма — ис­то­рия ди­рек­то­ра га­лереи сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва Крис­ти­ана, же­ла­юще­го выс­та­вить но­вый эк­спо­нат: так на­зыва­емый «Квад­рат», сим­во­лизи­ру­ющий не­рав­но­душие. На роль Крис­ти­ана был приг­ла­шен дат­ский ак­тер Клас Банг, до это­го ис­полняв­ший вто­рос­те­пен­ные ро­ли эпи­зоди­чес­ких кра­сав­чи­ков в двух по­пуляр­ных скан­ди­нав­ских се­ри­алах — Кла­удио из по­пуляр­но­го швед­ско-дат­ско­го се­ри­ала «Мост» (2011 — 2018) и То­ре из дат­ско­го се­ри­ала «Пра­витель­ство» (2010 — 2013). Приг­ла­сить Кла­са Бан­га на глав­ную роль — ин­те­рес­ный ход со сто­роны ре­жис­сё­ра. Пре­дыду­щие пер­со­нажи, сыг­ранные Бан­гом в кар­ти­нах, под­ни­ма­ющих воп­ро­сы го­сударс­твен­ной важ­ности, ока­зыва­лись на пе­рифе­рии сю­жет­ной ли­нии, од­на­ко об­ла­дали оба­яни­ем и внут­ренним ин­фанти­лиз­мом — чер­та­ми, да­лёки­ми от ка­честв серь­ёз­но­го де­яте­ля. В филь­ме «Квад­рат», по­вес­тву­ющем об эфе­мер­ном ми­ре сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва, ге­рой Бан­га име­ет по­хожие ха­рак­те­рис­ти­ки: внут­ренняя пус­то­та, по­вер­хностное от­но­шение к жиз­ни, мес­та­ми ли­цеме­рие, пре­вали­рова­ние внеш­них со­бытий над внут­ренним кон­тро­лем.

Од­на­ко всё вы­шепе­речис­ленное выг­ля­дит бо­лее чем убе­дитель­но в сре­де пох­мель­ных ин­тервью и арт-ту­совок. Ре­жис­сёр ис­поль­зу­ет не толь­ко си­ту­ации, но и сам об­раз — как один из инс­тру­мен­тов ви­зу­али­зации аб­сурда. Не­тороп­ли­вая фор­ма по­вес­тво­вания и ста­тич­ные пла­ны на­вязы­ва­ют эф­фект бес­ком­про­мис­снос­ти выс­ка­зыва­ния о бе­зыдей­ном че­лове­ке из-за от­сутс­твия час­то­го мон­та­жа, ди­нами­ки, а так­же при­сутс­твия длин­ных пла­нов. Об­ширное прос­транс­тво каж­дой сце­ны, об­ла­да­ющей мод­ны­ми пред­ме­тами ин­терь­ера и одеж­ды, сня­тое с мяг­кой цве­токор­рекци­ей, за­водит в ло­вуш­ку на­чина­юще­го тя­нуть­ся к прек­расно­му зри­теля и при­водит в на­поми­на­ющий бес­ко­неч­ный арт-объ­ект внут­ренний мир бес­пред­метно­го че­лове­чес­ко­го бы­тия, где лю­бая по­пыт­ка за­цепить­ся мо­жет про­валить­ся в бе­лый фон и всё ту же не­умо­лимую ста­тич­ность. В «Квад­ра­те» Ру­бен Эс­тлунд про­дол­жа­ет тра­дицию съ­ём­ки с по­зиции отс­тра­нен­но­го наб­лю­дате­ля, ис­поль­зу­ет мо­дель «жи­вой ули­цы», ко­торую он од­нажды уже на­раба­тывал в ко­рот­ко­мет­ражном филь­ме «Про­ис­шес­твие в бан­ке» (2010), по­лучив­шем приз на Бер­лин­ском ки­нофес­ти­вале. Он ис­поль­зу­ет длин­ные пла­ны и кро­пот­ли­вую ра­боту с мас­совкой, из ко­торой бук­валь­но вых­ва­тыва­ют­ся глав­ный ге­рой и вто­рос­те­пен­ные пер­со­нажи в сце­не, где у Крис­ти­ана кра­дут мо­биль­ный те­лефон (Ри­сунок 1 и 2).

Стро­гая и бес­по­щад­ная са­тира в уль­ти­матив­ной фор­ме пре­под­но­сит­ся с на­чаль­ных кад­ров филь­ма, где ре­жис­сёр выс­ме­ива­ет не­кото­рые кон­трас­ты жиз­ни ди­рек­то­ра га­лереи. В прос­транс­тве сво­его офи­са Крис­ти­ан пред­став­ля­ет­ся эта­ким Бо­гом ви­на и обо­жания, в нём яв­но прос­ле­жива­ют­ся приз­на­ки, опи­сыва­емые пси­хо­ана­лити­ком Ка­рен Хор­ни как «ди­они­сий­кое на­чало» — от­сутс­твие же­лания кон­ку­рен­ции, лич­нос­тно­го рос­та и по­иск опо­ры и ус­по­ко­ения в про­яв­ле­ни­ях внеш­не­го ми­ра (Ри­сунок 3). 

Рис. 3. Крис­ти­ан в сво­ём офи­се
Рис. 3. Крис­ти­ан в сво­ём офи­се

В сле­ду­ющей сце­не Крис­ти­ан да­ет ин­тервью жур­на­лис­тке (Эли­забет Мосс), на­ходясь в ми­нима­лис­тичном прос­транс­тве, по­зади не­го над­пись “You have nothing”, а до­рогой кос­тюм, в ко­торый он одет, соз­да­ет об­раз тор­говца (Ри­сунок 4). Сле­ду­ющий кадр, по­казы­ва­ющий эк­спо­зицию в фор­ме му­сора за спи­ной жур­на­лис­тки, уве­личи­ва­ет гра­дус аб­сурда (Ри­сунок 5).

За­тем Эс­тлунд по­казы­ва­ет де­мон­таж па­мят­ни­ка, пред­ва­ря­юще­го ре­конс­трук­цию ко­ролев­ско­го двор­ца и прев­ра­щение в га­лерею сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва. Мы ви­дим ста­тич­ный кадр, на­поми­на­ющий ра­боты Роя Ан­дер­ссо­на. Вы­верен­ная эк­спо­зиция от­сы­ла­ет к со­быти­ям XVIII ве­ка. Ра­бочие — буд­то зах­ватчи­ки, они унич­то­жа­ют па­мять о сво­ём про­тив­ни­ке. Бан­не­ры, со­об­ща­ющие о гря­дущей выс­тавке, на­поми­на­ют зна­мена по­беди­телей, а выс­тро­ив­ши­еся в ряд ра­бот­ни­ки, сни­ма­ющие всё на те­лефон, воз­вра­ща­ют нас в сов­ре­мен­ное вре­мя, по­казы­вая, как тор­жес­тво мо­мен­та пре­об­ла­да­ет над глу­боким ис­сле­дова­ни­ем ис­кусс­тва (Ри­сунок 6). Так как ко­ролев­ский дво­рец прев­ра­ща­ет­ся в га­лерею, сов­ре­мен­ное ис­кусс­тво мож­но счи­тать сво­еоб­разным ок­ку­пан­том, зах­ва­тыва­ющим умы, что от­вле­ка­ет от ре­аль­ных проб­лем, на ко­торые ав­тор нед­вусмыс­ленно на­мека­ет, че­редуя раз­ви­тие сю­жета с де­монс­тра­ци­ей без­домных, хо­тя са­ма при­чина де­мон­та­жа — арт-объ­ект «Квад­рат» — при­бежи­ще до­верия и не­рав­но­душия, и внут­ри не­го у нас рав­ные пра­ва и обя­зан­ности (Ри­сунок 7). 

Приз­ванный соб­рать вок­руг се­бя сом­не­ва­ющих­ся, ад­диктов и лю­бопыт­ных, зас­та­вить обы­вате­ля за­быв о де­лах, без­домных и шо­пин­ге, про­будить вдох­но­вение, он ста­новит­ся ци­нич­ным инс­тру­мен­том ус­по­ко­ения. По­доб­ный ок­рас при­об­ре­та­ет в филь­ме те­мати­ка ис­кусс­тва в це­лом. Рас­те­ряв своё ис­тинное пред­назна­чение, му­зей­ные пло­щад­ки и ста­рин­ные двор­цы прев­ра­ща­ют­ся в ту­совоч­ные мес­та, где вни­мание мож­но за­цепить лишь аг­ресси­ей. Та­ким об­ра­зом «Квад­рат» пред­став­ля­ет со­бой не­кое яд­ро, вок­руг ко­торо­го со­бира­ют­ся лю­ди, не име­ющие ис­тинной са­моце­ли, из­ба­лован­ные жизнью в бла­гопо­луч­ном го­сударс­тве. Ни о ка­ком чувс­тве не­рав­но­душия здесь не мо­жет быть и ре­чи, как и в прин­ци­пе о ка­ких-ли­бо силь­ных чувс­твах. Ес­ли рас­смат­ри­вать пос­тро­ение прос­транс­тва филь­ма с этой точ­ки зре­ния, ин­те­рес­на сце­на от­кры­тия арт-объ­ек­та, на ко­торой выс­ту­па­ет Крис­ти­ан: она очень яр­ко под­черки­ва­ет кри­зис ев­ро­пей­ско­го че­лове­ка — от­сутс­твие же­лания изу­чить воп­рос и жаж­да лишь пот­ре­битель­ски при­нимать как дол­жное лю­бую ини­ци­ати­ву. 

На пер­вый взгляд ти­пич­ное для ев­ро­пей­ской га­лереи сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва прос­транс­тво (об­ширный зал, лес­тни­ца, зас­теклён­ные сте­ны), счи­та­юще­еся приз­на­ком пе­редо­вого под­хо­да к мо­дели­рова­нию, не­обы­чай­но тон­ко гар­мо­ниру­ет с вы­раже­ни­ем лиц при­сутс­тву­ющих, ко­торые не прос­то на де­ле «от­сутс­тву­ют», но нем­но­го вы­соко­мер­но наб­лю­да­ют за зна­ковым для го­рода со­быти­ем (Ри­сун­ки 8 и 9). 

Рис. 8. Крис­ти­ан выс­ту­па­ет пе­ред пуб­ли­кой
Рис. 8. Крис­ти­ан выс­ту­па­ет пе­ред пуб­ли­кой

Мас­со­вая от­прав­ка гос­тей на фур­шет под не­удач­ные по­пыт­ки по­вара пе­речис­лить наз­ва­ния по­дава­емых блюд яв­ля­ет­ся то­му под­твержде­ни­ем.

Рис. 9. Пуб­ли­ка в ожи­дании фур­ше­та
Рис. 9. Пуб­ли­ка в ожи­дании фур­ше­та

Сто­ит от­ме­тить ра­боту Эс­тлун­да с пос­тро­ени­ем мас­со­вых сцен в эпи­зоде ин­тервью с аме­рикан­ским гос­тем га­лереи Джу­ли­аном (До­меник У­эст), в ко­торой гость и ве­дущая ин­тервью под­верга­ют­ся ос­кор­бле­ни­ям че­лове­ка, яко­бы стра­да­юще­го син­дро­мом Ту­рет­та (Ри­сунок 10). Эк­ранное прос­транс­тво здесь так­же под­ра­зуме­ва­ет не­кую про­вока­цию: се­рые сте­ны, фу­турис­ти­чес­кое наз­ва­ние му­зея и без­ли­кая тол­па в за­ле на­поми­на­ют ат­мосфе­ру ан­ти­уто­пии. Ре­жис­сёр буд­то нас­ме­ха­ет­ся над иде­ей ра­венс­тва лю­дей, де­монс­три­руя яко­бы вы­шед­ше­го из-под кон­тро­ля ин­ди­вида, осы­па­юще­го ос­кор­бле­ни­ями выс­ту­па­ющих. Учи­тывая что син­дром Ту­рет­та вы­ража­ет­ся в сис­те­мати­чес­ких ти­ках, ещё бо­лее оче­вид­на от­сылка к «спя­тив­ше­му вин­ти­ку» иде­аль­но­го об­щес­тва. 

Рис. 10. Че­ловек из за­ла не да­ёт аме­рикан­ско­му гос­тю да­вать ин­тервью
Рис. 10. Че­ловек из за­ла не да­ёт аме­рикан­ско­му гос­тю да­вать ин­тервью

Об­щий план си­дящих в за­ле лю­дей до­пол­ня­ет от­сылку к ан­ти­уто­пичес­ко­му об­щес­тву бу­дуще­го (Ри­сунок 11).

Рис. 11. Пуб­ли­ка на ин­тервью
Рис. 11. Пуб­ли­ка на ин­тервью

От­дель­ное вни­мание сто­ит уде­лить и са­мим ге­ро­ям филь­ма. Они не име­ют стер­жня и с тру­дом по­нима­ют свои чувс­тва. От это­го их мо­тива­ции и по­веде­ние во мно­гом ко­мич­ны. Сам Крис­ти­ан жи­вет су­хой иде­ей бе­зыдей­ной сво­боды, не раз­де­ля­ет внут­ренние же­лания и об­сто­ятель­ства, ко­торым при­ходит­ся под­чи­нять­ся, что ос­ложня­ет ис­пы­тание его ев­ро­пей­ской сдер­жаннос­ти и то­леран­тнос­ти пос­ле по­тери мо­биль­но­го те­лефо­на. От­ветс­твен­ность для не­го — вы­ход из зо­ны ком­форта, а свои оп­ро­мет­чи­вые пос­тупки он не за­меча­ет, так как его без­воль­ное те­ло не­сёт в прос­транс­тве филь­ма от од­ной внеш­ней при­чины, сва­лив­шей­ся на го­лову, к дру­гой. Мо­мент с без­домным, ко­торо­го Крис­ти­ан про­сит пос­то­рожить по­куп­ки, не яв­ля­ет­ся осоз­нанным пос­тупком, он лишь ос­та­нов­ка в че­реде ха­оса бе­зыни­ци­атив­но­го ге­роя. 

Пус­то­та внут­ри Крис­ти­ана ви­зу­али­зиру­ет­ся в сце­не ве­черин­ки в Ко­ролев­ском двор­це. В сво­ём во­об­ра­жении Крис­ти­ан при­да­ет се­бе боль­шую зна­чимость в гла­зах дру­гих, чем есть на са­мом де­ле, о чём сви­детель­ству­ют и ло­кация, и крас­ный от­те­нок цве­та ро­яля. Крис­ти­ан на­иг­ры­ва­ет не­замыс­ло­ватую ме­лодию ря­дом с дву­мя де­вуш­ка­ми, счи­тая се­бя ис­клю­читель­ным в дан­ной си­ту­ации (Ри­сунок 11 и 12). По­терян­ный взгляд Крис­ти­ана ищет бла­годар­ности и пох­ва­лы, од­на­ко пер­вая де­вуш­ка лег­ко по­кида­ет его по зо­ву под­ру­ги, а вто­рая со­вер­шенно не взвол­но­вана про­ис­хо­дящим и ви­дит пе­ред со­бой не ге­роя, а обыч­но­го под­вы­пив­ше­го че­лове­ка. Крис­ти­ан по­пада­ет в ло­вуш­ку, его вни­мание нас­толь­ко жаж­дет приз­на­ков одоб­ре­ния, что иног­да он го­тов вып­ра­шивать «мес­течко­вое» приз­на­ние от ма­лоз­на­комых лю­дей. Здесь Эс­тлунд са­тирич­но выс­ме­ива­ет скры­тое в бла­гопо­луч­ных ев­ро­пей­цах са­молю­бие и мак­си­маль­ную пот­ребность в под­держа­нии нуж­но­го гра­дуса са­мо­уве­рен­ности со сто­роны.

Сце­на с пер­форме­ром «Оле­гом Ро­гожи­ным», ко­торый на при­ёме выс­ше­го све­та изоб­ра­жа­ет жи­вот­ное и про­воци­ру­ет гос­тей, по сло­вам Ан­дрея Пла­хова, от­сы­ла­ет к стра­ху пе­ред «рус­ским мед­ве­дем». Са­мос­то­ятель­ную ор­га­низа­цию вла­дель­ца­ми га­лереи дан­но­го шоу впол­не мож­но про­читать как на­вязан­ный ев­ро­пей­ца­ми са­мим се­бе страх пе­ред «не­види­мой рус­ской уг­ро­зой». «Этот поч­ти бу­ню­элев­ский по ду­ху эпи­зод по­казы­ва­ет, что Эс­тлунд как раз не про­тив сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва. На­обо­рот — пер­форманс Ро­гожи­на при всей сво­ей па­родий­нос­ти выг­ля­дит жут­ко­вато-эф­фек­тно и убе­дитель­но. В этой сце­не Эс­тлунд из­де­ва­ет­ся над са­модо­воль­ны­ми зна­тока­ми, для ко­торых му­зей — тот са­мый «квад­рат». Они ду­ма­ют, что ис­кусс­тво — это что-то при­ят­ное, изящ­ное и кра­сиво упа­кован­ное. Зо­на ком­форта и бур­жу­аз­ной бе­зопас­ности. Вы­соко­мер­ная пуб­ли­ка и пред­по­ложить не мо­жет, что, наб­лю­дая за бес­но­ватым че­лове­ком в об­ра­зе го­рил­лы, она смот­рит не на «чу­жого», а в са­мое чес­тное зер­ка­ло», — счи­та­ет Алек­сандр Не­ча­ев.

«Квад­рат» в прос­транс­тве филь­ма ме­ня­ет при­выч­ную роль ис­кусс­тва, к ко­торо­му лю­ди тя­нулись са­ми, он ско­рее ис­кусс­твен­ный при­чал, к ко­торо­му при­бива­ет без­воль­но­го че­лове­ка. Лю­ди, про­водя­щие ог­ромное ко­личес­тво вре­мени друг с дру­гом, но ни ра­зу не го­ворив­шие по ду­шам, эго, со­рев­ну­ющи­еся за зна­ние ка­лей­дос­ко­па брен­дов, «идеи», взрас­та­ющие лишь на вы­соко­мер­ном «трол­линге». Эти лю­ди не уве­рены до кон­ца, яв­ля­ют­ся ли их пос­тупки собс­твен­ным ре­шени­ем или все­го лишь по­пыт­кой ко­му-то что-то до­казать, по­тому что кто-то на­рушил их гра­ницы. Ос­та­ют­ся толь­ко сом­не­ния — глав­ный дви­гатель прог­ресса сов­ре­мен­но­го об­щес­тва, ведь да­же са­мые од­нознач­ные воп­ро­сы филь­ма под­ни­ма­ют­ся от не­дове­рия. Ник­то уже не стре­мит­ся ни­чего объ­яс­нять тем, кто вряд ли ког­да-ни­будь за­хочет что-то по­нимать. Так и ос­та­нет­ся под воп­ро­сом факт, бы­ла сце­на с син­дро­мом Тур­ре­та ре­аль­ной или ро­зыг­ры­шем за­тей­ни­ков. Не это ли и есть нас­то­ящее сов­ре­мен­ное ис­кусс­тво?

Изоб­ра­жения: скрин­шо­ты ука­зан­ных фильмов

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте