Найти тему
Vir summo ingenio

Фрегатенкапитан: на краю земли

Здесь лежит часть 1, строго необязательная к прочтению, а здесь часть 2, к прочтению также не обязательная, но желательная…

Часть 3.

В жизни любого рейдера периодически наступает тот деликатный момент, когда его экипаж понимает, что их сейчас будут бить, возможно, даже ногами. Думается примерно это ощущение возникло у фрегатенкапитана Детмерса и экипажа «Корморана», когда они опознали, что к ним приближается HMS «Сидней».

Да, как справедливо отметили читатели этого опуса (спасибо, Кирилл Реннике за бдительность), он был не просто HMS, а даже немного не HMS, а HMАS, то есть Его Величества корабль Австралийского содружества. Собственно, с 1911 года король Георг V даровал Австралийскому содружеству право на свой флот, что не мешало его гонять лордам Адмиралтейства, куды пошлют, уже как союзника, и, что не маловажно, подданного короны. Зато постройка и содержание кораблей по разнарядке ложилась уже на содружество. В итоге, насмотревшись на этот бардак в 1951 году австралийцы с воем убежали в АНЗЮС, под крыло США. И теперь их гоняют уже совсем другие товарищи.

Ну, наверное, чтобы лучше представить встречу двух противников в 196 км от острова Дерк-Хартого, у западного побережья Австралии, надо понять, что представлял собой крейсер «Сидней».

HMAS Sydney. 1940. Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 301473.
HMAS Sydney. 1940. Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 301473.

После Первой Мировой Войны в Англии на замену серии легких «городов» запустили в производство легкие крейсера типа «Линдер». И увидели они, что это хорошо. И заложили еще три крейсера типа улучшенный «Линдер», где учли все косяки предыдущего проекта. Нарекли их «Фаэтон» («Phaeton»), «Амфион» («Аmphion») и «Апполо» («Appolo»), что являлось вполне традиционными названиями для королевского флота. Прикинув текущие расходы на постройку, нужды флота, Вашингтонские соглашения и назревающие события, троицу спешно перевели в RAN (Королевский австралийский флот), заодно свалив на несчастных австралийских подданных расходы. Корабли приняли в состав австралийского флота и переименовали соответственно в «Сидней» («Sydney»), «Перт» («Perthes») и «Хобарт» («Khobart»). Корабли имели водоизмещением 6985 т и длину 170 метров. Ходовую часть представляли собой паровые турбины мощностью 72 000 л. с., развивающие скорость до 32,5 узлов.

В качестве вооружение стандартно устанавливали восемь 152-мм орудий в четырех башнях, четыре 102-мм орудий и восемь 40-мм зениток.

Крейсер имел бронирование соответствующее классу легкого крейсера.

В принципе экипаж «Корморана» прекрасно знал, что однажды случится прекрасный день, когда их попытаются остановить. Собственно, этот сценарий был изначально заложен в самом статусе вспомогательного крейсера. Рано или поздно его могут перехватить. Скорее в современных условиях даже рано. Поэтому примерный сценарий действий был заранее разработан в виде инструкций и пожеланий. Характер действий (сдаемся и начинаем бегать кругами по палубе или оказываем сопротивление) вспогательного крейсера определялся соотношением желаемого и действительного, то есть в конечном счете действиями боевого корабля, который к ним приближался на перехват. И от воли и решений капитана. Детмерс оказался на своем месте, за свой шанс он ухватился как бульдог.

Но в любом случае, первым пунктом стоял «прикинуться ветошью и не отсвечивать». Детмерс аккуратно поставил галочку напротив этого пункта и преступил к его реализации.

Нужно отметить, что облик вспомогательного крейсера в походе вещь достаточно изменчивая. Ему могли ставить/убирать фальшивые трубы, перекрашивать, и гримировать иными способами. С учетом тщательной маскировки оружия, визуально опознать его было достаточно сложно. Вспомогательный крейсер вел свою сложную радиоигру, отслеживая текущую обстановку и выбирая себе надежную легенду прикрытия. На момент столкновения с «Сиднеем», «Корморан» прикидывался голландским торговым судном «Страат Малакка».

Straat Malakka in 1940. Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 128097.
Straat Malakka in 1940. Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 128097.

Обычно, при изложении истории этого боя, экипаж «Сиднея» представляют какими-то дурачками, которые от безделья в стратегическом зазеркалье «на краю земли», показали полное отсутствие боевых качеств. Однако следует сказать, что к берегам Австралии крейсер перевели далеко не сразу. Чему предшествовал вполне почетный боевой путь.

Так, 19 июля 1940 года «Сидней» и 2 флотилия эсминцев в составе 5 единиц под общим командованием командира крейсера Джона Коллинза вступила в бой с итальянскими крейсерами «Бартоломео Коллеони» и «Джованни делле Банде Нере» в проливе Антикитера (привет Антикитерскому механизму) у мыса Спада на северо-западной оконечности острова Крит. По итогам сражения первый из итальянских крейсеров поделили на ноль, а второй до конца войны не видели.

На момент встречи с «Кормораном» «Сиднеем» командовал кэптэн Джозеф Барнетт.

Действовал «Сидней», в принципе, стандартно, хотя и несколько неосторожно. Естественно, «Сидней» запросил у подозрительного судна (а «Корморан» давно уже разыскивали) опознавательный сигнал.

Немцы что-то изобразили, какие-то заготовки у них на этот счет были. Некоторое время во время сближения они пытались объяснится, что, в общем, тоже было вполне нормально с точки обычной практики. Немцы подняли голландский флаг, прикидывались тупыми и пытались передавать позывные судна «Страат Малакка».

Так во время сближения прошло примерно пол-часа, за это время стороны успели обменяться запросами "куда плывете" и "зачем", а также получить на них ответы. Ну, естественно, отвечал только «Корморан».

Расстояние потихоньку упало примерно до 1,5 км. Надо сказать, что англичане начали вводить в это время новую систему оповещения для торговых судов, и естественно в это запросили у немцев неизвестный им запрос, замаскированный под сигнал «Вам следует быть готовым к шторму», который немцы естественно проигнорировали, косвенно, выдавая, что с ними не все в порядке.

Два носовых орудийных башен «Сиднея» было развернуто на противника. Наступал момент истины.

Детмерс листанул справочник и приступил ко второй части марлезонского балета для вспомогательных крейсеров застигнутых врасплох. Радио «Корморана» начало передавать, что «Страат Малакка» преследуется подозрительным кораблем, читай вражеским рейдером.

В 17 часов 30 минут «Сидней» запросил у «Корморана» секретный опознавательный сигнал. Расстояние около 1300 метров, корабли следуют параллельным курсом, момент истины настал.

Продолжение следует… Часть 4

Собрание сочинений:

Забытое сражение русско-японской войны

Как убить себя об стену или тяжелая битва за остров Кыска

Харьковские приматы против гестапо

Модный приговор к каторжным работам

Чудо в отдельно взятой воинской части