Мне было 14 лет, когда папа впервые предложил мне поехать волонтёром в детский дом. Просто поболтать с ребятами, поиграть в футбол, подарить подарки. Не скажу, что это было взвешенное решение, я просто хотела быть хорошей. И вот мы уже ехали по сельской дороге в трясущемся бусе.
В дороге все были заняты: клоуны рисовали грим, взрослые разговаривали, а я думала, что еду дарить добро!
Нас встретила лучезарная директриса с большими глазами и высоким начёсом. Она позвала нас в столовую, и все убежали за ней. Все кроме меня, я огляделась вокруг и остановилась.
Огромная территория со старым спортивным инвентарем и покосившимся забором, а вокруг деревенские домики. Воздух был ещё такой разгорячённый, пахло травой и лесом. Место не выглядело дружелюбно, тем более для детей — мне стало страшно.
Страшно и стыдно, но мне тут не понравилось.
Я думала, они ведь всё время тут живут, ещё и без родителей. Им нужны мы, мы должны их веселить, мне нужно взять себя в руки и идти туда. Забегая вперёд — это была самая первая ошибка, которая нарушила весь ход событий.
Я зашла в здание и сразу увидела дверь «умывальная». Маленькие дети поочерёдно вытирали ручки. Один за другим, как заведённые, и становились в строй.
Пахло детским садом и невкусным супом. Я шла и чуть не плакала от жалости к этим детям и себе. Но всё закончилось, только я нашла их.
В столовой воспитанники сидели нарядные, перед тарелками с арбузами, апельсинами, конфетами и болтали ножками в воздухе.
Мне удалось рассмотреть этих воробушков. Они вжались в табуретки, ели разные вкусности, а ещё с удивлением смотрели на нас. Мы пели им, показывали фокусы, рассказывали истории, а воробушки хлопали, улыбались и все так же не понимали, чего мы от них хотим.
Казалось, что именно мы от них чего-то хотим.
Потом был долгий день, мы познакомились, ребята оказались дружными и закалёнными. В них не было наивности, они все были интересными, почти взрослыми людьми. С планами на жизнь, мечтами, пониманием своего положения и нашей роли здесь( приедут и уедут, дальше то чего). Только кожа на ладошках у всех была жёсткая, царапала мои ладони. Мне хорошо запомнился хулиган Рома, который весь день ходил ёжиком, а на прощанье обнял меня и попросил поиграть на гитаре.
Я больше не видела его — это моя ошибка. Я даже не помню, что это было за место. Разовые поездки с развлечениями дарят ребятам неприятные ощущения, как я узнала позже. Дети вкусно поедят один раз, поиграют, а завтра их снова затягивает быт детского дома в деревне, куда гости не приедут ещё очень долго.
Что я поняла после этого?
- Разовые поездки в детские дома — вещь неоднозначная. Дети не всегда им рады и рассматривают их иначе. Им не нужен клоун, им нужен друг.
- Поездка из чувства жалости — худшее, что можно сделать. Это касается как вас, так и детей. Поймите, что вы можете сделать их жизнь намного лучше — это ведь хорошо, какая жалость и грусть?
- Чувствовать, что там неуютно— нормально. Там, действительно, бывает так. Найдите что-то хорошее вокруг и покажите это детям. Если можете — сделайте обстановку вокруг приятнее, побыв волонтёром. Спросите администрацию об этом.
- Смотрите на них как на людей, а не воробушков, которые ждут хлебных крошек. Они сильные малые, им просто нужна поддержка.