1. ВАЗ-2121 (2131) Нива
Дорожный просвет: 220 мм
Тип привода: постоянный полный
Наличие блокировок: межосевого дифференциала
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 265 л (420 л у пятидверной модификации)
Нива — прообраз всех современных кроссоверов и лучшее, что сходило с конвейера АвтоВАЗа. Наши инженеры сумели первыми скрестить несущий кузов с постоянным полным приводом, что подарило модели комфорт и управляемость легкового автомобиля вкупе с проходимостью внедорожника. Революционная разработка made in USSR сумела покорить Эверест, Тибетское плато в Гималаях, Фудзияму и Северный полюс. Ниву собирали в шести, а продавали более чем в 100 странах мира, и везде она стала культовой моделью.
Нив в продаже много. Некое подобие автомобиля можно приобрести уже за 20 000 рублей. На покупку приличного экземпляра стоит заложить в пять раз больше. В пределах 100 000 рублей можно выбирать примерно из 800 вариантов до 2010 года выпуска. «Пятидверок» 2131 из них — чуть более сотни. На экземпляры с 1,6 л (75 л.с.) приходится только 200 вариантов. Гораздо больше распространен мотор ВАЗ-21214 объемом 1,7 л (83 л.с.) в паре с 5-ступенчатой «механикой», который оснащен натяжителем цепи и гидрокомпенсаторами. Он часто дымит из-за изношенных маслосъемных колец или сальников клапанов, зато отличается низкой стоимостью ремонта. Больше всего недорогих Нив встречается в Новосибирской и Кемеровской областях.
Несмотря на частые модернизации, Нива безнадежно устарела и мало подходит для езды по городу и трассе. Крейсерская скорость невысокая, комфорта, считай, нет, шумоизоляция никакая, трансмиссия очень шумная (особенно раздатка), подвеска жесткая, плюс пассивная безопасность на нулевом уровне. Зато это идеальный транспорт для внедорожных «покатушек». Жаль, что кузов отменно ржавеет, а техника требует регулярного внимания. Покупать Ниву у того, кто заправлял ее абы каким бензином, менял воздушные фильтры раз в 100 000 км и лил в двигатель дешевую минералку, точно не стоит.
2. ЛуАЗ-969
Дорожный просвет: 280 мм
Тип привода: постоянный полный
Наличие блокировок: заднего межколесного дифференциала
Объем багажника: нет данных
ЛуАЗ-969 — конверсионный вариант транспортера переднего края (ТПК), разработанного НАМИ по заказу Минобороны для нужд ВДВ. Получился самый недорогой (чуть дороже Запорожца) и при этом очень способный внедорожник, ориентированный на сельских жителей. Схожая по возможностям Нива стоила почти вдвое дороже. Дешевый — не значит примитивный. Этот внедорожный кабриолет имел кузов с интегрированной лонжеронной рамой, независимую торсионную подвеску и был единственным в СССР внедорожником с заводской блокировкой заднего межколесного дифференциала.
ЛуАЗ-969 можно купить даже при наличии 20 000 рублей. Средняя цена приличных экземпляров колеблется в пределах 100 000 рублей, хотя за любовно отреставрированные экземпляры могут просить полмиллиона и даже больше. На выбор примерно 100 экземпляров 969М до 1996 года выпуска, оснащенных бензиновой «четверкой» МеМЗ-969А объемом 1,2 литра (40 л.с., Нм) и 4-ступенчатой МКПП. Этот мотор предпочтительнее в силу большей мощности и надежности, чем редкий и капризный 30-сильный МеМЗ-969 объемом 890 куб. см. Он лишен фамильной склонности к перегреву, характерной для заднемоторного Запорожца, от которого, собственно, и был взят мотор. Модернизированный ЛуАЗ-1302 с двигателями жидкостного охлаждения, выпускавшийся до 2002 года, попадается в единичных экземплярах. Больше всего ЛуАЗ-969 распространен на Алтае, в Иркутской и Кемеровской областях.
Будучи уникальным проходимцем, способным уделать многие именитые джипы, ЛуАЗ абсолютно ущербен во всем, что касается элементарного комфорта. Езда по шоссе на дальние расстояния дается ему с трудом. Реальная максималка — 60 км/ч. Двигатель нещадно ревет на любой передаче, а запас топлива в 34-литровом баке при среднем аппетите в 10 л/100 км кончается довольно быстро. Зато 969-й — идеальная заготовка для тюнинга. Моторы от ВАЗа или даже турбодизель от VW Golf II, различные переделки кузова и салона, диски вплоть до 15-дюймового варианта — безграничный полет для творчества!
3. УАЗ-3151, -469, Hunter
Дорожный просвет: 220 мм (3151, 469Б), 210 мм (Hunter)
Тип привода: полный, с жестко подключаемым передним мостом
Наличие «понижайки»: да
Объем багажника: 210 л
Вся троица — прямые наследники военного УАЗа, чье производство было начато еще в 1972 году. Зато это на редкость живучие и неприхотливые внедорожники, которые в любом состоянии вывезут вас из той тмутаракани, куда завезли, а в случае поломки легко чинятся кувалдой. Большую часть операций по их обслуживанию можно выполнить без подъемника и даже без ямы. Салон спартанский, зато радует внутренним объемом, простором на задних сиденьях и рассчитан на семерых (в багажном отсеке имеются две откидные скамеечки) искателей приключений.
УАЗ тоже можно взять тысяч за двадцать, но лучше иметь около сотни. За эту сумму можно выбирать почти из трехсот УАЗ-3151 до 2006 года выпуска. 469-х за этот бюджет — около сотни. Hunter — единицы, обычно они стоят дороже. Большинство УАЗов-3151 оснащены 4-ступенчатой «механикой» и карбюраторным бензиновым мотором УМЗ-417 в разных степенях форсировки. Двигатель этот ведет свою эволюцию от мотора ГАЗ-21. Он склонен к перегреву, течам масла, особенно через задний сальник коленвала, и требует регулировки зазоров клапанов каждые 10 000–15 000 км. Больше всего УАЗов-3151 водится в Иркутской и Новосибирской областях.
Владея УАЗом, придется со многим мириться. У него большой радиус поворота (6,8 м, на метр больше, чем у Toyota Land Cruiser Prado), он плохо рулится даже по прямой и не балует ни акустическим, ни ездовым комфортом. У него довольно неудобные сиденья с плоскими подушками, быстро теряющими изначальный профиль, и неудачная печка. Она очень шумит, к тому же летом в автомобиле жарко, а зимой зачастую холодно. При этом УАЗ часто (хотя и по мелочам) ломается, отменно ржавеет, а топливный аппетит в районе 15 л на 100 км для него норма.
4. Honda CR-V
Дорожный просвет: 205 мм
Тип привода: передний или подключаемый полный
Объем багажника: 374 л
CR-V — первый хондовский вседорожник собственной разработки, если не считать Honda Passport, являющийся перелицованным Isuzu Rodeo. Общая база с седаном Civic пятого поколения и независимая подвеска по кругу подарили модели хорошую управляемость. Опциональный подключаемый полный привод с гидравлической муфтой в задней оси и раздаточной коробкой, приличный клиренс и ровное днище обеспечивают достойную проходимость. Плюс хорошее для своего времени оснащение, практичный и более вместительный, чем у конкурирующего RAV4, салон и ряд интересных фишек. Так, замаскированный под крышку отсека «запаски» раскладной столик для пикника стал оригинальной чертой модели.
Минимальная цена — 130 000 рублей за правый руль. На достойный дорестайлинговый вариант 1995–1999 годов выпуска нужно около 250 000 рублей. На выбор примерно 100 штук. Большинство оснащены полным приводом и 4-ступенчатым «автоматом». Мотор — единственно возможный 2,0-литровый «атмосферник» (129 л.с., 180 Нм) серии B20, который считается одним из самых надежных и неприхотливых двигателей Honda. При должном обслуживании двигатель способен пройти около 300 000 км и более. Больше всего кроссоверов продается в Новосибирской области, Приморье и Хабаровском крае.
Несмотря на высокий уровень надежности (первые экземпляры праворульных Honda CR-V все еще находятся в строю), не обошлось без досадных минусов. Есть претензии к шумоизоляции. Кузов отменно ржавеет, больше всего — в районе задних арок. Подвеска, особенно задняя «многорычажка», требует регулярного и недешевого обслуживания. В отличие от двигателя, наиболее распространенная автоматическая коробка редко доживает до 200 000 км без капремонта.
5. Toyota RAV4 I (XA10)
Дорожный просвет: 200 мм
Тип привода: передний или постоянный полный
Наличие блокировок: межосевого дифференциала
Объем багажника: 409 л (175 л у трехдверной модификации)
Маленький японский джип на платформе полноприводного купе Celica, который задумывался как молодежный автомобиль для активного отдыха. Но честный полный привод, мощные моторы, солидный клиренс, независимая подвеска, почти легковая управляемость, помноженные на тойотовскую надежность, — убойная комбинация, сделавшая RAV4 сначала всемирным хитом, а потом и родоначальником целого автомобильного класса.
Минимальная цена RAV4 — 150 000 рублей. Но для покупки достойного дорестайлингового варианта 1994–1998 годов выпуска нужно около 250 000 рублей. На выбор примерно 100 штук. Большинство оснащены полным приводом и 4-скоростной АКПП. Мотор — 2,0-литровая атмосферная «четверка» 3S-FE (129–135 л.с., 178–181 Нм). Это надежный, проверенный временем агрегат. Его ресурс в нормальных условиях легко переваливает за 300 000 км. RAV4 с 3S-GE под капотом за такую цену не найти. Больше всего кроссоверов продается в Новосибирской области, Приморье и Хабаровском крае.
Пятна бывают даже на солнце. Независимо от типа кузова RAV4 тесноват внутри. Говорить о вместимости багажника можно только в отношении «пятидверки». На ходу кроссовер шумноват и жестковат. И ест малыш немало. Средний расход пятидверного варианта с «автоматом» — не ниже 12 л/100 км.