Фок, грот и бизань.Названия первой, второй и третьей мачты на парусном корабле хорошо известны даже самым юным судомоделистам, да и всем , кто увлекается парусниками и парусным флотом.Они так же знают и то, что если у парусника четыре мачты, то третья от носа корабля называется уже не бизанью, а вторым гротом.Но из этого правила бывали и исключения, о которых знают уже не все.
Классический тип — корабль или судно, несущее прямые паруса на всех мачтах(1) . трёхмачтовых не сосчитать, четы рехмачтовые можно пере считать по пальцам, а пятимачтовый (2) был по строен только один —"Preußen" ("Пруссия").
То же самое можно сказать и о барках—парусниках, кото рые несли косые паруса только на бизани. Пятимачтовых барков за всю историю парусных флотов, было построено только шесть(3).
Редким типом парусни ка считается пятимачтовая баркентина: их было всего три (4).
Парусник "Олимпик" - споры о его классификации в итоге свелись к шутке: "Шхуна, догоняющая бриг" (5).
Еще более странным смотрелся немецкий парус ник "Адольф Виннен". Так и не получив точной классификации, этот тип вошел в историю по аналогии с предыдущим, как "Трехмачтовая гафельная шхуна, дого няющая двухмачтовую марсельную шхуну" (6).
Но, пожалуй, самым любопытным парусником следует считать семимачтовую шхуну — единственное семимачтовое судно в мире.
"Томас У. Лоусон" был необыкновенным кораблем. Самый большой в мире чистый парусник и единственный семимачтовый корабль, из когда-либо построенных.
Своей известности он обязан не только своим необычным видом, но так же обрел и дурную славу, создав первый в мире крупный разлив нефти.
В 1901 году группа бостонских инвесторов решила построить самый большой в мире парусник и оборудовать его как шхуну, даже не устанавливая на нее вспомогательный двигатель. Корабль должен был базироваться в Сан-Франциско и использоваться в Тихом океане.
Инвесторы заключили контракт с военно-морским инженером-кораблестроителем Б. Б. Крауниншилдом(B.B. Crowninshield) на проектирование своего корабля и верфью Fore River Shipyard в Куинси, штат Массачусетс, взявшейся за его строительство.
Владельцем судна стал Джон Кроули, возглавлявший компанию Boston-based Coastwise Transportation Co. бывший так же президентом Bay State Gas Co. , одним из финансовых спонсоров этого предприятия. Обойдясь в 248 тысяч долларов, корабль вышел в свое первое плавание в 1902 году
Все мачты парусника были одинаковой высоты, 125 футов(38,1 метра).
Интересная деталь, пять "номерных" гротов показались американцам сложными для управления, и они нашли оригинальный выход — мачты единственной в мире семимачтовой шхуны получили название дней недели, от понедельника до воскресенья, точнее от воскресенья до субботы, как это принято в североамериканских штатах.
Логика выбора такелажа шхуны была не лишена оснований.
Преобладающие морские ветры вдоль восточного побережья означали, что, рейсы как в южном, так и в северном направлении, могли быть выполнены длинными галсами по всей протяжённости маршрута. Шхуна, как нельзя лучше подходила для преобладающих условий плавания в этом районе.
Большинство прибрежных парусных флотов на Восточном и Западном побережьях в то время состояло из двух-, трех - и четырехмачтовых шхун. Главным преимуществом которых была небольшая численность экипажа, необходимого для управления судном. Экипаж "Томаса У. Лоусона" насчитывал от 16 до 18 человек, тогда как для для парусников классического типа с "прямым" такелажем, требовалось вдвое больше.
По размерам оно превосходило все существующие парусники того времни. Наи большая длина "Томаса Лоусона" составляла 403 фута)122,6 м), ширина — 50 футов(15,2 м), осадка при полной загрузке —28 футов(8,5 м).
Корабль мог взять на борт груз в 11 000 тонн угля с осадкой 28 футов, однако обычно перевозил только 7500 тонн угля из-за того, что большинство портов восточного побережья в то время могли принимать суда с ограничением их осадки в 26 футов.
Корпус корабля был построен из стали и оснащен четырехфутовым ячеистым двойным дном с двумя непрерывными стальными палубами.
Под парусами "Томас У. Лоусон" достигал скорости 14-16 узлов вдоль восточного побережья. Развивая такой ход гигантская шхуна оставляла позади себя большинство пароходов, средняя скорость которых составляла 9 узлов.
В 1906 году парусник встал к причалу судостроительного завода Newport News Shipbuilding & Drydock для переоборудования в нефтяной танкер. Поперечные бункеры, коффердамы и переборки были переделаны в соответствии с правилами перевозки нефтепродуктов. По завершении строительства он стал первым в мире чистым парусным танкером, вместимостью 60 000 баррелей. Интересно, что основания стальных мачт использовались для отвода паров от груза нефти.
Чтобы оставить за собой право создателя самого крупного в истории "чисто парусно го судна", Б. Б. Крауниншилд не установил на своем творении двигатель. Правда, кораблестроитель вынужден был оборудовать шхуну двумя паровыми машинами, поскольку даже самая совершенная ручная лебедка не могла обеспечить постановку огромных парусов, а ручной шпиль не выберет становой якорь весом 5 т.
Поэтому два котла подавали пар на пять лебедок, шпиль, помпы и систему парового отопления.
После ряда успешных прибрежных путешествий, "Томас У. Лоусон" был зафрахтован англо-американской нефтяной компанией(филиал Standard Oil), для рейса из Маркуса Хука(Marcus Hook) в Лондон. В конце ноября 1907 года судно погрузило 58 000 баррелей нефти и смазочного масла.
Жестокие зимние штормы сопровождали судно на протяжении всего пути, делая жизнь на борту для экипажа и условия для навигации почти невыносимыми. Корабль потерял значительную часть парусов и все три спасательные шлюпки. Ветры и течения снесли "Томаса У. Лоусона" далеко на север от намеченного курса.
Быстро приближаясь к подветренному берегу и осознавая опасность ситуации, экипаж отдал оба якоря, расчитывая дождаться ослабления шторма.
В этот критический момент и дала о себе знать роковая ошибка кораблестроителя и заказчика шхуны—отсутсвие вспомога тельного механического двигателя.
Вскоре безжалостные западные ветры оборвали обе якорные цепи, и корабль выбросило на риф Хелевезер у острова Аннет в Сциллисе. Вскоре после этого снасти провисли, мачты закачались, и корабль переломился прямо за мачтой № 6. Шестнадцать членов экипажа были смыты за борт, когда груз нефти вылился из разорванных цистерн. После крушения в живых остались только двое.
Таким образом, The Thomas W. Lawson стал первым судном, на котором произошел крупный разлив нефти.
По иронии судьбы кораблекруше ние произошло в пятницу 13 декабря. Единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной шхуне, назы валась «Пятница — 13 чис ло».
А спустя 60 лет, 18 марта 1967 года, внимание всего мира привлекла очередная катастрофа танкера совсем рядом с затонувшими останками шхуны. Гигантский танкер Torrey Canyon, который перевозил 119 328 тонн сырой нефти, сел на мель и разбился воздел тех же скалистых островов, став крупнейшим в то время в мире кораблекрушением и причинив огромный ущерб окружающей среде.
Сегодня обломки этих двух исключительных кораблей лежат почти рядом, после того, как каждый из них пережил свои лучшие дни и моменты славы.
Наверное, было бы правильнее называть этот парусник судном, поскольку это не боевой корабль. Но все же ...
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
...................................................................................................................................................
Вам также может быть интересно: