Найти в Дзене
По местам стоять!

Единственный в мире парусный танкер.

Фок, грот и бизань.Названия первой, второй и третьей мачты на парусном корабле хорошо известны даже самым юным судомоделистам, да и всем , кто увлекается парусниками и парусным флотом.Они так же знают и то, что если у парусника четы­ре мачты, то третья от носа корабля называется уже не бизанью, а вторым гротом.Но из этого правила бывали и исключения, о которых знают уже не все. Классический тип — корабль или суд­но, несущее прямые паруса на всех мачтах(1) . трёхмачтовых не сосчитать, четы­ рехмачтовые можно пере­ считать по пальцам, а пятимачтовый (2) был по­ строен только один —"Preußen" ("Пруссия"). То же са­мое можно сказать и о барках—парусниках, кото­ рые несли косые паруса только на бизани. Пятимач­товых барков за всю историю парусных флотов, было построено только шесть(3). Редким типом парусни­ ка считается пятимачтовая баркентина: их было всего три (4). Парусник "Олимпик" - споры о его классификации в итоге свелись к шутке: "Шху­на, догоняющая бриг" (5). Еще более странным

Фок, грот и бизань.Названия первой, второй и третьей мачты на парусном корабле хорошо известны даже самым юным судомоделистам, да и всем , кто увлекается парусниками и парусным флотом.Они так же знают и то, что если у парусника четы­ре мачты, то третья от носа корабля называется уже не бизанью, а вторым гротом.Но из этого правила бывали и исключения, о которых знают уже не все.

-2
Классический тип — корабль или суд­но, несущее прямые паруса на всех мачтах(1) . трёхмачтовых не сосчитать, четы­ рехмачтовые можно пере­ считать по пальцам, а пятимачтовый (2) был по­ строен только один —"Preußen" ("Пруссия").
То же са­мое можно сказать и о барках—парусниках, кото­ рые несли косые паруса только на бизани. Пятимач­товых барков за всю историю парусных флотов, было построено только шесть(3).
Редким типом парусни­ ка считается пятимачтовая баркентина: их было всего три (4).
Парусник "Олимпик" - споры о его классификации в итоге свелись к шутке: "Шху­на, догоняющая бриг" (5).
Еще более странным смотрелся немецкий парус­ ник "Адольф Виннен". Так и не получив точной классификации, этот тип вошел в историю по аналогии с предыдущим, как "Трехмачтовая гафельная шхуна, дого­ няющая двухмачтовую мар­сельную шхуну" (6).

Но, пожалуй, самым лю­бопытным парусником сле­дует считать семимачтовую шхуну — единственное семимачтовое судно в мире.

Публикация в газете San Francisco Cal от 7 ноября 1901 года, описывающая корабль, который будет спущен через год и назван Thomas W. Lawson.
Публикация в газете San Francisco Cal от 7 ноября 1901 года, описывающая корабль, который будет спущен через год и назван Thomas W. Lawson.

"Томас У. Лоусон" был необыкновенным кораблем. Самый большой в мире чистый парусник и единственный семимачтовый корабль, из когда-либо построенных.
Своей известности он обязан не только своим необычным видом, но так же обрел и дурную славу, создав первый в мире крупный разлив нефти.

 Копия оригинальных планов строителя корабля (Из Книги Хорнсби (Hornsby)1953).
Копия оригинальных планов строителя корабля (Из Книги Хорнсби (Hornsby)1953).

В 1901 году группа бостонских инвесторов решила построить самый большой в мире парусник и оборудовать его как шхуну, даже не устанавливая на нее вспомогательный двигатель. Корабль должен был базироваться в Сан-Франциско и использоваться в Тихом океане.
Инвесторы заключили контракт с военно-морским инженером-кораблестроителем Б. Б. Крауниншилдом(B.B. Crowninshield) на проектирование своего корабля и верфью Fore River Shipyard в Куинси, штат Массачусетс, взявшейся за его строительство.
Владельцем судна стал Джон Кроули, возглавлявший компанию Boston-based Coastwise Transportation Co. бывший так же президентом Bay State Gas Co. , одним из финансовых спонсоров этого предприятия. Обойдясь в 248 тысяч долларов, корабль вышел в свое первое плавание в 1902 году

Все мачты парусника были одинаковой высоты, 125 футов(38,1 метра).

Интересная деталь, пять "номерных" гротов показались амери­канцам сложными для управления, и они нашли оригинальный выход — мачты единственной в мире семимачтовой шхуны полу­чили название дней неде­ли, от понедельника до воскресенья, точнее от воскресенья до субботы, как это принято в североамериканских штатах.

Логика выбора такелажа шхуны была не лишена оснований.
Преобладающие морские ветры вдоль восточного побережья означали, что, рейсы как в южном, так и в северном направлении, могли быть выполнены длинными галсами по всей протяжённости маршрута. Шхуна, как нельзя лучше подходила для преобладающих условий плавания в этом районе.
Большинство прибрежных парусных флотов на Восточном и Западном побережьях в то время состояло из двух-, трех - и четырехмачтовых шхун. Главным преимуществом которых была небольшая численность экипажа, необходимого для управления судном. Экипаж "
Томаса У. Лоусона" насчитывал от 16 до 18 человек, тогда как для для парусников классического типа с "прямым" такелажем, требовалось вдвое больше.

Когда "Томас У. Лоусон" начал перевозку угля, судовладелец покрасил корпус в черный цвет. На этой иллюстрации изображена шхуна, груженная примерно 8000 тоннами угля.
Когда "Томас У. Лоусон" начал перевозку угля, судовладелец покрасил корпус в черный цвет. На этой иллюстрации изображена шхуна, груженная примерно 8000 тоннами угля.

По размерам оно превосходило все существующие парусники того времни. Наи­ большая длина "Томаса Лоусона" составляла 403 фута)122,6 м), ширина — 50 футов(15,2 м), осадка при полной загрузке —28 футов(8,5 м).
Корабль мог взять на борт груз в 11 000 тонн угля с осадкой 28 футов, однако обычно перевозил только 7500 тонн угля из-за того, что большинство портов восточного побережья в то время могли принимать суда с ограничением их осадки в 26 футов.

Корпус корабля был построен из стали и оснащен четырехфутовым ячеистым двойным дном с двумя непрерывными стальными палубами.
Под парусами
"Томас У. Лоусон" достигал скорости 14-16 узлов вдоль восточного побережья. Развивая такой ход гигантская шхуна оставляла позади себя большинство пароходов, средняя скорость которых составляла 9 узлов.

В 1906 году парусник встал к причалу судостроительного завода Newport News Shipbuilding & Drydock для переоборудования в нефтяной танкер. Поперечные бункеры, коффердамы и переборки были переделаны в соответствии с правилами перевозки нефтепродуктов. По завершении строительства он стал первым в мире чистым парусным танкером, вместимостью 60 000 баррелей. Интересно, что основания стальных мачт использовались для отвода паров от груза нефти.

Чтобы оставить за собой право создателя самого крупного в истории "чисто парусно­ го судна", Б. Б. Крауниншилд не установил на своем творении двигатель. Правда, кораблестроитель вынужден был оборудовать шхуну двумя паровыми машинами, поскольку даже самая совершенная ручная лебед­ка не могла обеспечить постановку огромных парусов, а ручной шпиль не вы­берет становой якорь весом 5 т.
Поэтому два котла подавали пар на пять лебедок, шпиль, помпы и систему парового отопления.

После ряда успешных прибрежных путешествий, "Томас У. Лоусон" был зафрахтован англо-американской нефтяной компанией(филиал Standard Oil), для рейса из Маркуса Хука(Marcus Hook) в Лондон. В конце ноября 1907 года судно погрузило 58 000 баррелей нефти и смазочного масла.

Жестокие зимние штормы сопровождали судно на протяжении всего пути, делая жизнь на борту для экипажа и условия для навигации почти невыносимыми. Корабль потерял значительную часть парусов и все три спасательные шлюпки. Ветры и течения снесли "Томаса У. Лоусона" далеко на север от намеченного курса.
Быстро приближаясь к подветренному берегу и осознавая опасность ситуации, экипаж отдал оба якоря, расчитывая дождаться ослабления шторма.
В этот критический момент и дала о себе знать роковая ошибка кораблестроителя и заказчика шхуны
отсутсвие вспомога­ тельного механического двигателя.
Вскоре безжалостные западные ветры оборвали обе якорные цепи, и корабль выбросило на риф Хелевезер у острова Аннет в Сциллисе. Вскоре после этого снасти провисли, мачты закачались, и корабль переломился прямо за мачтой № 6. Шестнадцать членов экипажа были смыты за борт, когда груз нефти вылился из разорванных цистерн. После крушения в живых остались только двое.
Таким образом, The
Thomas W. Lawson стал первым судном, на котором произошел крупный разлив нефти.

По иро­нии судьбы кораблекруше­ ние произошло в пятницу 13 декабря. Единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной шхуне, назы­ валась «Пятница — 13 чис­ ло».

А спустя 60 лет, 18 марта 1967 года, внимание всего мира привлекла очередная катастрофа танкера совсем рядом с затонувшими останками шхуны. Гигантский танкер Torrey Canyon, который перевозил 119 328 тонн сырой нефти, сел на мель и разбился воздел тех же скалистых островов, став крупнейшим в то время в мире кораблекрушением и причинив огромный ущерб окружающей среде.
Сегодня обломки этих двух исключительных кораблей лежат почти рядом, после того, как каждый из них пережил свои лучшие дни и моменты славы.

Наверное, было бы правильнее называть этот парусник судном, поскольку это не боевой корабль. Но все же ...

  • Все изображения в публикации взяты из открытых источников.

...................................................................................................................................................

Вам также может быть интересно:

Атака века,

"Лузитания" — MH17 своего времени.

6 Самых известных Морских Мятежей