В очередной раз "ниАсилив" звягинцевского "Левиафана" - признаюсь, всё еще пытаюсь досмотреть этот разрекламированный шедевр, но не хватает моральных сил, решила отдохнуть душой, и еще раз переувидеть давно ставший кинокласской фильм Роберта Родригеса "Десперадо" (Отчаянный). Тоже про забытый Богом угол (только мексиканский), тоже про противостояние, но смотрящийся на одном дыхании спустя практически четверть века после выхода на экраны.
А что, если бы "Отчаянного" снял Звягинцев?
Думаю, завязка выглядела бы так.
"На живца"
Депрессивный промышленный моногород где-то на российском Севере, дождь со снегом, сумрак, камера скользит по десятилетиями некрашеным трубам остановленного и давно распроданного на металлолом завода, стены которого испещрены уродливыми граффити и надписами: "Бей чёрных", "Хутин пуй", на одной из стен видны чудом сохранившиеся буквы, когда-то составлявшие лозунг "СЛАВА КПСС", Теперь это выглядит как "СЛАВА КП", но налетает порыв ветра и на глазах зрителя буква "К" отваливается с душераздирающим скрежетом и летит вниз. Камера скользит по оставшимся буквам, звуки дождя и вой собаки.
Забегаловка в стиле "когда-то здесь была рабочая столовая", выщербленные столы, железные стулья, покрыты растресканным дермантином, выщербленный бетонный пол... На подоконнике стоит радиоприёмник из изогнутой под немыслимым углом антенной, из которого доносится "Таганка"...
За столами сидит не более десятка мужчин неопределяемого возраста с печатью давнего алкоголизма на лицах. Руки большинства в расплывшихся наколках, соседствуют "перстни" и "За ВДВ". Пьют, не разговаривают, а сплевывают слова, преимущественно запикиваемые.
Входит еще один посетитель, в "дутой" чёрной куртке на два размера больше, шапке с помпоном, спортивках "Адидас", бывших новыми в начале века и неожиданно хороших, но жутко грязных ботинках "Коламбия". Разговор замирает.
Шаркая по-стариковски ногами, мужичек подходит к стойке, за которой никого нет. Стучит нетерпеливо монетой по поверхности. Наконец, не выдержав, неожиданно басисто гаркает: - Эй, на кухне! Я жрать пришел!
Откуда-то из недр выплывает огромная в засаленном халате БАБИЩА. -Че?
- Через плечо! Есть чё пожрать и к пожрать?
- Меню смотри.
- Словами скажи.
- Пельмени "Русские"
- И всё?
- Всё.
-А к пельменям?
- "Путинка".
- Значит пельменей и 200 грамм.
"Бабища" уходит вглубь кухни, возвращается и наотмашь ставит перед посетителем тарелку и стакан, никогда не видевший посудомоечной машины. Потом идет к кассе. Пришелец подходит к кассе, расплачивается, берет стакан и пельмени, садится за свободный столик.
"Бабища" подходит, ставит перед ним графин.
- Скажи, красавица (из зала раздаётся робкое гыыыыы), а ты знаешь такого.. Бычару что ли? Такое погоняло. Слышала?
"Бабища" прищуривается. По ней видно, что не только слышала, но и видела.
- Да тут бычар-то.. А что, бабу у тебя увел? (Из зала опять доносится гыыыы).
-Значит, знаешь. Корешок тут его ищет армейский, побазарить надо.
- Со всякой сволочью базарить - себя не уважать. (Раздается реплика из зала.)
-Это какая пииииииип тут в чужой разговор встревает? Родаки мало учили, или инкубаторский?
В глубине зала из-за столика, пошатываясь, поднимается МУРЛО. "Мурло" пытается подойти к чужаку, в руках у него нож.
- Какие же вы негостеприимные, пииииииип!
Чужак отхлёбывает прямо из горла графина, фиркает, и бросает графин в лицо мурлу. Потом подхватывает стол, и швыряет его в группу пытающихся прийти на помощь посетителей, делает подсечку пытавшейся ударить его "Бабище", и, уже выходя, бьёт стулом наотмашь по выключателю у входа. Треск, искры, темнота, слышны звуки продолжающейся драки.
Пришелец уходит в темноту и дождь. Склейка.
Конура в бывшем общежитии. Оборванные обои, протёртый линолеум, диван-кровать, на котором лежит исполнитель главной роли актер Алексей Серебряков, рядом с диваном стоит початая бутылка водки (тут продакт-плейсмент). Звуковым фоном "Владимирский централ", на цоколе лампочки сидит здоровенный таракан, комната показана с "ракурса таракана". Серебряков прикладывается к бутылке, тянет тоскливо "Бляяяя".
Без стука входит пришелец.
-Тут он, Серега. Я только спросил, они обосрались.
Краткое изложение дальнейших событий.
А дальше выяснится, что Серебряков - "Серёга" когда-то работал водителем у крутого бизнесмена в Москве, и после спровоцированного ДТП этого бизнесмена застрелили в машине. После этого случая жизнь Серёги покатилась по наклонной - престижное "тело" потерял, на такую же хлебную работу устроиться не смог, таксовал, выпивал, жена ушла и не даёт видеться с сыном (на встречи с сыном папа приходит бухой). "Серёга" вспоминает, что в устроившем ДТП он узнал своего армейского другана, он примерно помнит, из какого тот города, и решает "найти и отомстить".
А друг (он же "Бычара") тем временем поднялся, стал депутатом, потом мэром городка, через подставных людей завладел остатками завода, и на его месте хочет построить большой ликёро-водочный завод на деньги крупной ОПГ, выведенные в кипрский оффшор.
Главную героиню будет, предположим, играть Елена Лядова. Героиня будет матерью-одиночкой, которая по сюжету спит с "Бычарой", переспит с Серёгой и будет долго мучиться и истерить на ребенка (девочку) в кадре. Зрителю дадут понять, что девочка знает о похождениях матери. Дочка будет шнырять по городу, выслеживать мать, а заодно оставлять "закладки", так как она учится музыке (фортепиано), её учительница (тоже переспит с "Серёгой") считает, что девочка должна продолжать обучение в московской Консерватории. Поэтому дочка главной героини зарабатывает, как может.
"Серега" угонит чей-то насквозь ржавый Мерседес, долго будет его как бы ремонтировать в заброшенном гараже под тюремный шансон, пить и рефлексировать (армейские флешбеки, флешбеки того времени, когда он возил бизнесмена, флешбеки свадьбы и рождения сына) Внезапно он вспомнит, что убитый босс отдавал ему на хранение какой-то кейс, и кейс этот до сих пор лежит на антресолях.
Серега решает плюнуть на всё, доехать на краденом Мерсе до другого города, а оттуда на поезде обратно в Москву, к кейсу, но решившись ехать, на дороге видит Инфинити, за рулем которого тот самый армейский кореш. ДТП. машины в кювете, водители выползают из разбитых машин, снова сумерки, дождь, из обеих машин приглушенно звучит "Таганка". "Бычара" узнаёт "Серёгу", они обнимаются, а потом, все в крови и грязи начинают избивать друг друга. Падают, постепенно возня замирает, камера отьезжает, сумерки, дождь, "Владимирский централ", титры.
Бюджет фильма составит полмиллиарда рублей, будет восторженно принят отечественной кинокритикой как "выдающийся фильм о современной России и русской душе", дальше Берлин, Канны и прочее по списку.
Массовый зритель его проигнорирует, из чего российская интеллигенция сделает глубокомысленный вывод о том, что "народ не созрел для Правды".
Как-то так.